Элитарность vs популярность События

Элитарность vs популярность

В конце августа фестивальная карта Москвы пополнилась новым музыкальным проектом. Международный оперный фестиваль «Barocco Nights» представил публике пять тематических программ в формате open air на территории Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».

Не обязательно отправляться в концертные залы с их безупречно выстроенной акустикой или смотреть профессиональную видеозапись, чтобы насладиться популярными барочными ариями в исполнении признанных и восходящих звезд оперного олимпа. Можно прийти в старейший ботанический сад России (которому, к слову, в этом году исполняется 313 лет), где не так давно возникла активно развивающаяся музыкальная площадка. Здесь публику призывают расположиться под открытым небом в окружении коллекционных растений, произвольно выбрать место локации (поближе или подальше от сцены), уютно утонуть в мягких пуфах с теплыми пледами и горячим кофе, чтобы погрузиться в музыкальный мир барокко и забыть о столичной суете как минимум на полтора-два часа. Эта идея руководства «Аптекарского огорода» выглядит столь же дерзкой, сколь и интригующей. Впрочем, подобный формат концертов (академическая музыка на лоне природы) имеет прочный фундамент традиции, как барочного пленэрного исполнительства, так и современных европейских летних фестивалей.

Главный козырь проекта – каст исполнителей, хорошо известный в мире барочной оперы. Помимо Юлии Лежневой, безусловного хедлайнера фестивальной афиши, это артисты продюсерского центра «Parnassus ARTS Productions», регулярно осуществляющего барочные постановки в Европе: контратенор Юрий Миненко (Украина), сопрано Александра Кубас-Крук (Польша), меццо-сопрано Ниан Ван (Китай) и сопрано Диляра Идрисова (Россия). «Младшее звено» фестивальной команды представлено двумя меццо-сопрано, запомнившимися участием в телепроекте «Большая опера», – Василисой Бержанской, чья карьера сегодня складывается головокружительно, и юной Яной Дьяковой. За инструментальную часть отвечали три российских коллектива, специализирующихся на барочном исполнительстве: Questa Musica (дирижер – Филипп Чижевский), Pratum Integrum (художественный руководитель – Павел Сербин, концертмейстер – Сергей Фильченко) и La Voce Strumentale (дирижер – Дмитрий Синьковский).

Оригинальный вектор каждого концерта – еще одна приманка для меломанов. «Коллекция оперных шедевров в пяти концептуальных программах» – заявлено в репертуарном проспекте. А сами программы обозначены в афишах на европейский манер: «The Handel», «The British Orpheus», «The Farinelli», «La voce», «The Drama Queens». Структура фестиваля по-барочному симметрична: три сольных концерта обрамлены двумя концертами гала.

Открытие фестиваля 24 августа монографическим концертом Георга Фридриха Генделя, этой знаковой фигуры в истории оперы барокко, – ход беспроигрышный. Тем более что популярные номера из «Альцины», «Ринальдо», «Юлия Цезаря», «Роделинды», «Ксеркса», «Агриппины» были доверены опытным «генделианцам» Александре Кубас-Крук и Юрию Миненко в сопровождении ансамбля Questa Musica. Квинтэссенцией технического мастерства сопрано и контратенора стали исполненные в финале концерта барочные хиты «Un pensiero nemico di pace» («Триумф времени и бесчувствия») и «Crude furie degl’orridi abissi» («Ксеркс»). А лирическую кульминацию венчал ювелирно исполненный и повторенный на бис дуэт Роделинды и Бертарида «Io t’abbraccio».

Концерт Диляры Идрисовой 25 августа с английской программой «Британский Орфей» не просто «разбавил» итальянскую монополию фестивальной афиши, но и представил певицу в новом амплуа. Изысканная меланхоличность музыки Генри Пёрселла и лучезарная галантность арий Томаса Линли, прозванного «английским Моцартом», оказались для солистки столь же органичными, как и привычный итальянский репертуар. Благодаря серии инструментальных, преимущественно танцевальных номеров из пёрселловской «Королевы фей» в виртуозном исполнении ансамбля Questa Musica вечер получил дополнительный объем и легкий привкус английской «маски».

Юрий Миненко и ансамбль Pratum Integrum

Антология арий из репертуара выдающегося певца-кастрата XVIII века Карло Броски (Фаринелли) – сольный концерт контра­тенора Юрия Миненко с ансамблем Pratum Integrum, состоявшийся 30 августа. Эту программу артист исполнил впервые и подготовил специально для московского фестиваля, на который выбрался во время недельного «окна» между записью оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши» и репетициями генделевской «Агриппины» в Лондоне. Выбор пал на медленные арии, где в фокусе не вокальная эквилибристика, а пластичность кантилены, ровное звучание в разных регистрах, изысканная орнаментация каденций. Утонченному тембру контратенора вторил гибкий аккомпанемент Pratum Integrum. Инструментальный остов концерта составили Симфония соль минор Хассе и ми-минорный Скрипичный концерт Вивальди (солист – Сергей Фильченко). В финале концерта публика услышала самые известные хиты Фаринелли: бравурную «Sol qual nave» («Артаксеркс» Броски) и скорбную «Lascia сh’io pianga» («Ринальдо» Генделя).

Концерт «La voce» Юлии Лежневой и ансамбля Дмитрия Синьковского La Voce Strumentale, представленный 31 августа, в точке золотого сечения фестивального календаря, – кульминация и аншлаг. Программа, премьера которой состоялась накануне в австрийском Инсбруке и швейцарском Сьоне, включала вокальные шедевры Вивальди, Порпоры, Генделя, Хассе и Грауна. Феноменальный голос певицы вкупе с тонким артистизмом, обаянием и фанатичной самоотдачей превратили выступление в подлинный фейерверк барочных арий. Этому высокому градусу отвечало мастерство музыкантов La Voce Strumentale. В качестве инструментальных интермедий прозвучали Адажио и фуга соль минор Хассе и ре-минорный Концерт для скрипки, струнных и клавесина Вивальди (RV 242). В течение вечера Дмитрий выступил не только в качестве дирижера и скрипача, но и исполнил партию контратенора в дуэтах с Юлией. В арии «Zeffiretti, che sussurrate» («Геракл на Термодонте» Вивальди) это был эффектный розыгрыш типично барочного топоса – диалог с эхо. А на бис припасли «Vivo in Te» («Тамерлан» Генделя) и «Caro! Bella!» («Юлий Цезарь» Генделя).

Юлия Лежнева и ансамбль La Voce Strumentale

Финальный гала-концерт под названием «Королевы драмы» 1 сентября с участием Ниан Ван, Василисы Бержанской, Яны Дьяковой и ансамбля Questa Musica привнес в фестивальную палитру еще одну типично барочную тему – соперничества. Выступление в одной программе трех меццо-сопрано напомнило о традиции вокальных поединков барочных примадонн. И публика охотно откликнулась на эту аналогию, более других выделив овациями выступления Василисы Бержанской. Пикантные ноты к этому контексту добавили и случайно возникшие quasi-дуэли: Яна Дьякова и Ниан Ван исполнили арии, которые на фестивале уже звучали в исполнении Юлии Лежневой («Come nave in mezzo all’onde») и Юрия Миненко («Sposa, non mi conosci», «Sol qual nave», «Lascia la spina» / «Lascia сh’io pianga»). Впрочем, ретроспектива истории музыки свидетельствует, что дух конкуренции был частью творческой жизни не только артистов, но и композиторов-современников. Это спустя три столетия сочинения Генделя и Порпоры, Хассе и Вивальди мирно уживаются на одной сцене в дни фестиваля «Barocco Nights», тогда как в XVIII веке вокруг их имен и произведений разворачивались нешуточные музыкальные баталии

Оперный фестиваль завершен. Возвращаясь к теме актуальности и новизны его формата, можно заметить, что проект-новобранец имеет все шансы закрепиться в сегменте «доступная классика». И заодно предложить собственный взгляд на давний исторический спор об элитарности/популярности оперного жанра. Тем более что первый опыт доказал, что «искусство для избранных» вовсе не противится быть «искусством для многих».


Филипп Чижевский,
руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica

Если попытаться сформулировать, что такое для меня музыка барокко, то это – чувства. Чувства, полные контрастов и противоречий. Глубоко символично, что в нотах тогда не так много писали, и музыкант имел пространство для импровизации и фантазии. Мое глубокое убеждение, что музыку барокко нужно интерпретировать с позиции нашего времени. Жильные струны, низкий строй – для меня не самоцель. Самое главное, чтобы была свежая эмоция, которая актуальна сейчас. Мы давно дружим с организаторами фестиваля и принимаем участие во многих проектах на этой относительно новой концертной площадке нашего города. Мне кажется, у этого места своя особая атмосфера. Барочный open air в центре Москвы – прекрасная идея, и ее стоит культивировать.

Юлия Лежнева,
сопрано, Россия

Впервые я встретилась в качестве исполнителя с музыкой барокко в одиннадцать лет. С тех пор она стала моим талисманом. Я всегда с удовольствием ее исполняю. Для концерта «La voce» мной были выбраны самые любимые произведения из наследия Вивальди, Генделя и Порпоры. В эпоху барокко существовало много оперных хитов, которые публика знала наизусть. Поэтому для певца было важно по-новому представить известное произведение и внести свою изюминку. В этом, как мне кажется, тоже заключается уникальность музыки XVIII века. Мне вдвойне приятно выступать с этой программой в России. Очень хорошо, что такой фестиваль проводится в Москве, что наша публика знает и любит иногда не простую музыку эпохи барокко.

Юрий Миненко,
контратенор, Украина

Уникальность барочной музыки в том, что она содержит массу неизвестного и неизведанного. Благодаря интернету мы имеем возможность доступа к редким партитурам, чтобы открыть публике заново удивительный мир той эпохи. Помимо этой новизны и свежести, барокко подкупает эмоциональностью и тонкой градацией аффектов. Вместе с тем здесь есть место и чисто техническим «трюкам». «Barocco Nights» – мой первый опыт участия в барочном фестивале в России. Интересна прежде всего программа: пять тематических концертов, каждый из которых представляет свой неповторимый ракурс. Например, я участвую в двух программах с фокусом на наследии Генделя и репертуаре выдающегося певца-­кастрата и не менее выдающегося общественного деятеля Карло Броски (Фаринелли).

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное