Эльмир Низамов: Самое главное для композиторов – чувствовать свое время Персона

Эльмир Низамов: Самое главное для композиторов – чувствовать свое время

В Казани стартовал IV Международный органный фестиваль. На протяжении трех вечеров слушатели знакомятся с разнообразными жанрами симфонической музыки, в которых важную роль играет орган. Первый концерт фестиваля прошел под названием «Великий шелковый путь». Кульминацией вечера стал одноименный Концерт для органа и симфонического оркестра композитора Эльмира Низамова. О том, как тонко соединились два замысла, о работе над первым крупным концертом и важности восприятия своего времени, Эльмир Низамов (ЭН) рассказал Елене Вагановой (ЕВ).

ЕВ Эльмир, поздравляю вас с премьерой органного концерта. Расскажите, есть ли у вас свой личный опыт игры на этом музыкальном инструменте?

ЭН Впервые орган я услышал раньше, чем начал ходить в музыкальную школу. В моем родном городе Ульяновске орган стоит в филармонии, и я очень часто посещал органные концерты с родителями и одноклассниками. В музыкальном училище я попал в класс к Ольге Владимировне Буровой – пианистке и композитору. Она была очень неравнодушна к органу: писала произведения, занималась на инструменте сама, брала консультации у концертирующих органистов. Поэтому еще до того, как поступить в консерваторию, этот инструмент заочно сопровождал мой музыкальный путь. На втором курсе Казанской консерватории я и сам начал заниматься игрой на органе под руководством Лады Владимировны Лабзиной, ныне главной органистки и хранительницы органа зала «Зарядье». Параллельно с этим начал сочинять свою органную музыку.

«Мелодия» представляет цифровой альбом с музыкой Эльмира Низамова к спектаклю «Люди»

ЕВ Первые опыты в ее написании были успешны?

ЭН Очень! Свое первое произведение, написанное на втором курсе, я отправил на Всероссийский конкурс на лучшее сочинение для органа. И стал лауреатом! Это была моя первая крупная победа на композиторском конкурсе. Я почувствовал, что орган будто бы меня принял. Во время учебы я иногда даже сам выступал на концертах, исполняя в том числе и свою музыку.

ЕВ Когда появилась идея создать концерт для органа с оркестром?

ЭН Такой замысел родился как раз в период обучения в консерватории. Я слушал разные органные концерты, написанные композиторами, и заложил идею создать свой. У меня так часто бывает: есть идея, но чтобы ее воплотить, нужно соединение многих факторов. И я ждал момента, когда моя абстрактная мысль о создании концерта, превратится во что-то конкретное. В итоге все сошлось: существующий в Казани органный фестиваль, победа в конкурсе Союза композиторов России «Ноты и квоты» Госоркестра Республики Татарстан, который блестяще осуществил премьеру, интерес куратора программы фестиваля Евгении Кривицкой, ставшей первой исполнительницей сочинения.

ЕВ И сразу возникла тема Великого шелкового пути?

ЭН Идея написать сочинение, связанное с историей о Великом шелковом пути, жила параллельно с идеей об органном концерте. У меня в голове много образов, названий, сюжетов, которые ждут своего часа превращения в музыку. Когда-то я планировал написать сюиту про Великий шелковый путь для оркестра, но поскольку возникла возможность добавить еще и орган, мне показалось это очень логичным. И выразительным: ведь орган – инструмент, который у нас ассоциируется с западноевропейской культурой, на котором играют сочинения Баха и Генделя, духовную и церковную музыку. А Великий шелковый путь – это образ загадочного Востока, путешествия, диалога культур. Тут сработала и ассоциация со словом орган – «Великий». В соборах, концертных залах он даже стоит величественно, что уж говорить о богатстве его звучания. И тема Великого шелкового пути очень хорошо резонирует в этом воплощении тоже.

Евгения Кривицкая, Эльмир Низамов. Фото: Рамис Назмиев

ЕВ Орган и симфонический оркестр – это два самых крупных по звучанию самодостаточных «инструмента». Не так просто их соединить в единое целое. Как у вас это получилось?

ЭН Да, я это называю «два оркестра». Технически органный концерт создается так же, как и любое другое произведение для солирующего инструмента с оркестром. Но стоит сказать, что до этого момента у меня не было настоящих концертов – многочастных, с большим симфоническим составом. Это мой первый концерт – и сразу с органом. Когда я работал, представлял, что именно будет играть орган, а что – оркестр, где их стоит сопоставить, а где, наоборот, соединить, чтобы они звучали единым организмом. Для меня орган выступает в роли лидера оркестра, но при этом находится с ним в содружестве. Я не противопоставляю их друг другу. Орган – как еще одно обогащение тех музыкальных ресурсов, которыми уже владеет симфонический оркестр.

ЕВ Я знаю, что зимой вы ездили в Арабские Эмираты. Пусть это не та страна, через которую проходил Великий шелковый путь, но восточный колорит в ней силен. Вас эта поездка вдохновила?

ЭН Да, зимой как раз был разгар работы над концертом. Я доделывал оркестровку, пытался представить, как это будет звучать в реальности. И эта поездка стала очень символичной. Я не искал там прямых цитат, конкретного музыкального материала, чтобы привезти его с собой. Скорее были важны впечатления: например, я впервые оказался в настоящей пустыне.

ЕВ Премьера состоялась с огромным успехом. Я еще никогда не видела, чтобы зал так аплодировал после каждой части и действительно требовал исполнить что-то на бис. Что вы чувствуете после такого?

ЭН Я чувствую большую радость и удовлетворение. Это мое первое крупное сочинение для симфонического оркестра. Конечно, я писал для него раньше – но это были поэмы, картины, небольшие пьесы. А вот многочастных жанров еще не было. И оказалось, что это не так просто создать, это большая работа. И я очень горжусь, что смог это сделать. Мне кажется, самое главное для композиторов – чувствовать свое время. Ты пишешь так, как нравится тебе, как сам чувствуешь, как представляешь. Мне хочется, чтобы музыка захватывала, но я не могу быть уверен, что именно так случится на концерте. И когда в действительности мои ожидания совпадают с тем, что переживает слушатель, возникает чувство удовлетворения и композиторского куража.

Эльмир Низамов: Наша эпоха – время выдоха

ЕВ Когда нам ждать следующего исполнения «Великого шелкового пути»?

ЭН Сейчас обсуждается возможность исполнения органного концерта на фестивале современной музыки Concordia. Мне, безусловно, хочется, чтобы концерт исполняли и в других городах России. Хорошие органы есть не только в Москве и Санкт-Петербурге. А хорошие симфонические оркестры в случае чего могут приезжать с гастролями.

ЕВ Следующий органный фестиваль – юбилейный. Есть ли в ваших планах новое органное сочинение?

ЭН Я с удовольствием поучаствую в органном фестивале вновь, если будет такая возможность. Посмотрим, повторяться не хочется. Лишь надеюсь, что это точно будет что-нибудь интересное.