Энциклопедия русского современного театра События

Энциклопедия русского современного театра

Ассоциация музыкальных театров, отмечающая в уходящем году свое 15-летие, в очередной раз объединила профессиональное музыкально-театральное сообщество на конференции в рамках Четвертого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», прошедшего при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов.

Программа конференции включала разнообразные семинары, дискуссии, круглые столы с участием ведущих критиков и театроведов, презентации проектов молодых режиссеров. Мероприятия проводились в Музыкальной гостиной Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в Малом зале Театре имени Наталии Сац и в пресс-центре Большого театра.

Открывая программу конференции, художественный руководитель фестиваля, президент Ассоциации Георгий Исаакян подчеркнул важность таких ежегодных форумов и возможности делиться не только достижениями, но и проблемами. Основной темой конференции стали вопросы взаимоотношений между режиссером, театром и обществом.

Обсуждению принципов режиссерского театра был посвящен семинар генерального директора Фонда поддержки отечественной культуры «Единство» Ирины Горюновой. В ее выступлении анализировались наиболее актуальные тенденции музыкального театра: визуализация сознания, взаимопроникновение классики и массовой культуры, режиссерские  интерпретации. Примерам «жизнеподобной» режиссуры В. Мейерхольда, часто не совпадающей с музыкальным содержанием, был противопоставлен театр многоуровневой многозначимости Б. Покровского и дирижерско-центристский театр, в качестве которого были приведены примеры театральных постановок А. Тосканини и Ю. Темирканова. Музыкальный театр сегодня пытается перенять у драматического стремление к занимательности. Но вместе с этим в оперу приходят постановщики, которых музыка тяготит, которым она непонятна. В итоге, вместо избавления от оперных штампов формируются новые, главный из которых – осовременивание сюжетов.

Дискуссию подытожил главный режиссер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель. Он назвал символичным проведение открытия конференции в стенах Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где был создан первый режиссерский театр и обреталось новое качество оперного театра, каким мы его знаем в ХХ веке. Основателями современного оперного театра стали драматические режиссеры, по творческой и организационной модели которых затем пошел практически весь мир. Станиславский стремился найти «для нового театра – новую музыку» и был уверен, что «обращаясь к классической опере, желательно ее представить в современном, актуальном спектакле». По мнению А. Тителя, это должно выражаться не столько в актуальности в одежде и обстановке, сколько в обязательном погружении в современность. Ведь важнейшая задача сегодня – привлекать в залы молодёжь, формировать слушателей новых поколений.

Георгий Исаакян

Тему привлечения зрителей продолжило выступление директора по развитию Пермского театра оперы и балета Аллы Платоновой. Она привела примеры различных нестандартных программ, нацеленных на формирование новой аудитории. Для Пермского театра такими стали циклы «Музыка в фойе» для самых маленьких зрителей, «Театр + физико-математическая школа имени Пушкина» для школьников, в рамках которого дети не только становятся зрителями спектаклей, но и участниками: на школьных уроках музыки они разучивают хоры из опер, которые потом, как любители-артисты, исполняют на сцене Пермской оперы в оперных спектаклях. Для студенческой аудитории был разработан бесплатный студенческий билет на 1 сентября и оперный квест, включающий разные, довольно очевидные для специалистов, но непонятные для неподготовленных зрителей, вопросы, например, «Что такое «шопенка»? Ежегодно долгожданной для зрителей акцией стал День открытых дверей театра, когда билеты стоят дешево, а любой желающий может принять участие в самых разных мастер-классах и ощутить себя в роли артиста хора, танцовщика, оркестранта, костюмера, художника… Для тех, кто хочет более пристрастно изучить специфику музыкального театра создана Лаборатория современного зрителя, студенческий «Оперный клуб», включающий различные лекции перед спектаклями, «Школа театрального блогера», форумы по обсуждению Дягилевского фестиваля «Пространство «Дягилевского».

Однако, нового зрителя привлечь сложнее, чем сохранить имеющегося, уверена А. Платонова. Для сохранения коммуникации важно постоянное внимание, начиная от регулярных диалогов и предложений в соцсетях (которые сегодня стали важнейшим инструментом маркетинга), до заботы на спектаклях, которая может выражаться в самом разном, от предоставления эксклюзивной гостевой ложи и сопровождения индивидуального менеджера, до простой возможности купить не весь буклет, а отдельный листок-вкладыш с исполнительским составом. И еще масса элементарных решений: предпродажи билетов для постоянных зрителей, перенос очереди за билетами с улицы в фойе и продажа горячего чая и выпечки для стоящих в этой очереди, отслеживание запросов зрителей по темам в поисковых сервисах, – все это помогает в конечном итоге стимулировать повешение спроса и увеличивать зрительский интерес.

Второй день конференции открыл разговор о том, как донести до органов власти проблемы и нужды функционирования театров, который вели создатель и руководитель «Живого театра» (Екатеринбург) Александр Пантыкин, директор Новоуральского музыкального театра Максим Секачев и директор Самарского оперного театра Сергей Филиппов. По мнению последнего главная проблема – скупое бюджетное финансирование. Театр должен выдерживать уровень зарплат, и когда эти выплаты должны увеличиваться, а объем финансирования при этом остается прежний – то на комплектование музыкальными инструментами, закупку технического и сценического оборудования, – на все это средств становится все меньше. Министерство финансов отталкивается от алгоритма: чем больше театр зарабатывает, тем больше ему выделяют средств. Такая позиция ставит театры перед опасным выбором, когда они вынуждены думать не о художественной политике, не об экспериментах, не о творческом развитии, а о кассе. Сегодня главная сложность для театров – не цензура, не недостаток кадров, а финансирование. Театры, как особый вид госучреждений, не должны иметь госзадания, им следует уменьшить обязательства по количеству зрителей и по доходам, а во главу угла ставить КАЧЕСТВО – художественный уровень постановок. В госпрограмме по культуре заложено количество зрителя, но всех нас интересует его качество. «Мы хотим воспитывать думающую аудиторию, формировать новые имена, новых композиторов… Но в рамках того госзадания, что мы имеем, это невозможно. И если мы не добьемся изменения госзадания, то театр будет стагнировать», – заключил С. Филиппов.

Александр Пантыкин убежден, что для полноценной работы с органами власти в театрах уже следует создавать специальные отделы по аналогии с отделами маркетинга. И обозначил новую грань проблемы. Для частных театров, а именно таким является основанный им «Живой театр» и вовсе не разработаны нормативные акты. Вся существующая документация касается исключительно государственных институтов культуры, а частные театры находятся словно «за бровкой». Разбирая методику «протаптывания пути во властные структуры», А. Пантыкин подчеркнул важность четкого формулирования просьб и задач, умение видеть не только кратковременные решения, но и долгосрочное сотрудничество.

Максим Секачев рассказал о выстраивании взаимоотношений с властью и зрителями в Новоуральском музыкальном театре, пример которого уникален. Этот театр существует в режиме закрытого города, а главным своим партнером сумел сделать городообразующий комбинат – закрытое производство по обогащению урана. Не смотря на огромные предубеждения и со стороны публики, и со стороны власти, не смотря на внутренние раздоры в театре, имевшие место в прошлом, сейчас Новоуральский театр – это обновленный современный коллектив. И новшество это выразилось во всем – от разработки нового визуального ряда в стилистике театра, до полного обновления артистического и административного коллектива, привлечению новых молодых постановщиков, использованию современных технологий. Опыт Новоуральска является уникальным примером успешного существования театра в маленьком городе, причём, с постоянно уменьшающимся количеством молодого населения.

Григорий Спектор

Помимо семинаров, во второй и в третий дни конференции были проведены круглые столы с критиками. В итоговой дискуссии театроведы Андрей Хрипин, Александр Иняхин, Дмитрий Морозов, Григорий Спектор и драматург Лев Яковлев довольно пристрастно разбирали достоинства и недостатки представленных на фестивале спектаклей. И пришли к выводу, что директорам театров стоит более пристрастно выбирать спектакли из своего репертуара для московского фестиваля. Непонятно, почему театры не обращаются к постановкам множества прекрасных оперетт? Исполняемые мюзиклы очень часто оказываются совсем не на высоте. А обратившись к классическим опереттам, вполне возможно создать яркие, увлекательные и очень качественные спектакли, которые будут иметь успех ничуть не хуже иных мюзиклов! Но не смотря на репертуарный крен в сторону развлекательности и «омюзикливания», у фестивальных спектаклей есть и несомненное достоинство – это прекрасный визуальный ряд. У всех постановок шикарное оформление и разнообразнейшие эффекты. В области сценографии и костюмов все на высочайшем уровне.

Впрочем, о том, что выбор театрами репертуара, который они сами считают лучшим, порой, сильно озадачивает, – об этом говорилось и на первом круглом столе критиков, который касался не только спектаклей фестиваля, но и общей ситуации в отечественном театре. Искусствовед Александр Колесников подчеркнул, что форма фестиваля «Видеть музыку» очень привлекательна. Интересно видеть спектакли, привезенные в столицу без предварительного отбора, который мог бы внести спорную точку зрения. Некоторые спектакли, переезжая на московскую сцену, начинают даже более эффектно смотреться. В условиях Москвы многое начинает заново работать и даже лучше выглядеть. И тем важнее для региональных театров такие гастроли, такой фестиваль!

Театровед Наталья Зыкова подвела итоги круглого стола о детском театре, который состоялся в Театре имени Наталии Сац 18 сентября, в самом начале фестиваля, главной темой которого стал репертуар детских музыкальных театров. И это выступление затронуло животрепещущие репертуарные вопросы. Сегодня в детском театре крайне мало серьезного репертуара. Сюжеты, как правило, опираются на советские детские мультфильмы и литературные источники. Но очень мало оригинальных и не входящих в хрестоматию сюжетов, как показанные на фестивале спектакли «Белый клык» и «Черная курица». Также непонятно, почему так мало актуальных спектаклей для подростков и молодежи. Возможно, это следствие непонимания режиссерами того, что интересно новому поколению.

В контексте этого выступления хочется заместить, что путь к пониманию устремлений нового поколения значительно помогает найти и конференция. В итоговый день состоялась Лаборатория молодых режиссеров, которые представляли проекты постановок классических опер, и видение этих партитур, порой, было в высшей степени неожиданно… Режиссеры нового поколения представили цельные и незаурядные работы, в которых прошлое органично сочеталось с современностью («Ацис и Галатея» Генделя от Михаила Анестратенко), герои «Дон Жуана» Моцарта превращались в маски итальянского карнавала (по версии Надежды Любинской), картинами ада во «Франческе да Римини» Рахманинова становилась наша жизнь: душное метро, сеанс у психоаналитика, нелюбимая работа, прожигание жизни в развлечениях и дурных привычках (как может стать в постановке этой оперы Надежда Бахшиева). Камерная опера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» трактуется Алексеем Смирновым как иммерсивный спектакль. А романтическая любовная драма Чайковского «Мазепа» переносится Елизаветой Корнеевой в ХХ столетие и превращается в историю о противостоянии наивной девицы и её властной матери. Какой бы необычной не показалась каждая концепция, все они были столь убедительно и логично представлены режиссёрами, что без сомнения поверилось в возможность их успешной сценической судьбы.

Надежда Бахшиева

А на состоявшемся днем ранее круглом столе музыковед Сергей Бирюков завел разговор об уже состоявшихся успешных спектаклях. Как эксперт фестиваля «Золотая маска» он в течении года посмотрел множество спектаклей по всей стране. В этой огромной палитре критик назвал исключительными постановки опер «Три сестры» Петера Этвёша в Урал-опере, «Евгений Онегин» П. Чайковского в петербургском театре «Зазеркалье», «Орфей» К. Монтеверди в Театре имени Наталии Сац, «Ложь Мартина» Карла Менотти в театре «Амадей» и разобрал достоинства этих работ. Интересно, будут ли удостоены какие-то из этих спектаклей наград «Золотой маски?..

Но самым спорным стало выступление музыковеда и критика Екатерины Кретовой. Логично и жестко раскритиковав «режоперы» Тимофея Кулябина и Дмитрия Чернякова (причем, сделав это в стенах «режиссерского» театра – Театра имени Н.Сац под управлением Георгия Исаакяна), критик не пощадила и постановку худрука фестиваля «Видеть музыку» «Орландо…» в Геликон-опере. И предложила честно позиционировать подобные постановки: «Когда режиссеры не интерпретируют авторский текст, а препарируют его, то следует ставить имя постановщика на афишах рядом с авторами музыки и текста, чтобы публика знала заранее, что с классическим репертуаром в спектакле будет мало общего!» Зато сам фестиваль «Видеть музыку» удостоился от критика самых высоких похвал. Кретова назвала его «потрясающим», долгожданным и необходимым в условиях нашей огромной страны. Все зрители и критики, привыкшие видеть столичные спектакли, наконец-то могут увидеть в большом объеме спектакли со всей России. И оказывается, что уровень в провинции – очень высокий! Это восхищает и удивляет. Сильные актерские работы, сильные постановочные решения. Фестиваль «Видеть музыку» – это совершенно замечательный проект и подлинная энциклопедия русского современного театра.

Екатерина Кретова и Алекснадр Колесников