Эндорфиновая музыка События

Эндорфиновая музыка

Ярким акцентом Фестиваля новой музыки в Омске стал концерт под названием Odna Zhizn

Именно так − русскими словами, записанными латиницей, − назвал свою симфоническую поэму американец Кристофер Роуз (1949–2019). Она и открыла концерт, задав вечеру высокую планку, ведь Роуз – мастер-симфонист, истинный знаток оркестра, автор шести симфоний, дюжины концертов, композитор, обласканный многочисленными премиями, в том числе Пулитцеровской и «Грэмми».

Odna Zhizn − это заказ Нью-Йоркского филармонического оркестра (2009), и именно этот коллектив под руководством Алана Гилберта впервые ее и исполнил (2010). Почему у пьесы такое странное название? Тут целая история, связанная с русской женой автора Наташей, о которой и для которой он и написал свою поэму. В одном из интервью маэстро поведал о ее тяжелой судьбе: в детстве девушка подверглась насилию, в 16 лет была вынуждена сбежать из дома и отправиться автостопом куда глаза глядят. Но «добрые люди», подобравшие ее на дороге, отнеслись к Наташе точно так же немилосердно, и ей пришлось бомжевать – жить буквально под мостом, добывать еду из мусорных контейнеров. «Я, как и большинство обычных людей, вряд ли смог бы такое пережить, а она сумела остаться сердечным, добрым человеком, и это для меня самое удивительное», − делился своими чувствами Кристофер Роуз. И в 2009 году женился на ней.

Пятнадцатиминутная партитура – кстати, впервые сыгранная в России, – интересна динамическими и тембровыми контрастами. Инструменты − от контрафагота до флейты – выигрышно представлены здесь и соло, и в групповых и общих тутти. Отдельная роскошь − ударные, каких тут только нет: челеста, маримба, гонг, трещотка, вибрафон, ксилофон, тамтам, не говоря уже об обычных барабанах, тарелках и литаврах! Кстати, забегая вперед, скажу, что ударные стали важнейшей составляющей почти всех партитур в этот вечер: одновременно на сцене находилось шесть музыкантов-перкуссионистов. Хотя иногда бывает и больше (очень редко), но все же шесть – это много: обычно ударная группа куда компактнее.

Zhizn Роуза стала одной из двух драматических кульминаций вечера – с ней коррелировал Концерт для альта (2018) Толибхона Шахиди, почти ровесника Роуза (родился в 1946-м). Тоже напряженная, накаленная музыка, но куда более эмоциональная, горячая. Написана специально для альтиста Максима Новикова, и нам явно повезло услышать именно его, первого исполнителя, в этом концерте: игра Максима увлекательна, выразительна и точна. Он будто сросся с этим Концертом, и после общения с ним стало ясно, почему. «Мы создавали его вместе с композитором, и я много советовал ему, чтобы удобнее было исполнителям», – поведал музыкант. Так что в каком-то смысле Максим стал соавтором Шахиди.

Концерт звучит свежо и интересно – во многом благодаря его яркой национальной окраске. Несомненно, тут слышны таджикские мотивы, ведь Толибхон – таджик по национальности, родился в Душанбе в музыкальной семье (его отец Зиядулло Шахиди – основоположник классической музыки Таджикистана). А с другой стороны, в этом произведении ясно читаются традиции «русского востока», который с такой нежностью воспевали наши классики (не забудем, Шахиди учился в Московской консерватории у Арама Хачатуряна). В каком-то смысле Альтовый концерт Шахиди рифмуется с «Шехеразадой» Римского-Корсакова, хотя ни одной ноты не процитировано и не позаимствовано, но идеи близки: здесь альт (а там скрипка) – главный герой и рассказчик. Концерт, кстати, имеет подзаголовок «Агар», что в переводе с фарси (персидского) означает «Если бы». Скорее всего, здесь речь идет о том, что все в мире непредсказуемо, и, если бы не случайная встреча Толибхона тогда, шесть лет назад, с не знакомым ему Максимом Новиковым, концерта могло и не быть. Но вот – ура – он есть, и это, безусловно, украшение и альтового репертуара в целом, и этого фестивального вечера.

 

Омский Фестиваль новой музыки во многом уникален. Трудно назвать второй такой же проект в регионах России, сотканный целиком и полностью из музыки XXI века. При этом он опирается исключительно на собственный Омский симфонический оркестр и направлен на самую широкую публику, которую уже давно завоевал. Причем зрителям мало двух-трехчасовых перформансов в Концертном зале, они еще и остаются на традиционные встречи в фойе с исполнителями и авторами после всего услышанного. В афише нынешнего, седьмого уже по счету, форума – четыре вечера в течение двух недель, один из которых традиционно «детский», но он тоже состоит из музыки ХХI века. Все вместе – настоящий парад композиторских и исполнительских имен, школ и стилей. Концепция и формат, разработанные художественным руководителем и главным дирижером Омского симфонического оркестра Дмитрием Васильевым и горячо поддержанные директором филармонии Ириной Лапшиной, – оказались на удивление жизнеспособными: фестиваль проходит с 2008 года и давно уже стал одним из музыкальных брендов города.

Помимо всего прочего, афиша любопытна своей широкой географией. Скажем, в программе концерта 20 марта, о котором мы говорим, – музыка России, Таджикистана, США и Латвии. Латвийский классик Георгий Пелецис – того же поколения, что и оба предыдущих автора (родился в 1947), причем, как и коллега Шахиди, учился в Московской консерватории, и тоже у Хачатуряна. Но пишет совсем другую музыку, легкую и доступную, категорически чуждую авангарду, что сам и декларирует. Его «Эндорфиновая музыка» – трехчастный концерт для оркестра (2011) – лучшее тому подтверждение. Это какая-то брызжущая радость, выплеск по-детски непосредственных эмоций, местами в духе пионерских песен. Всё согласно названию: эта музыка действует, как эндорфин, как «гормон счастья». Партитура кажется богатой, насыщенной, изощренной. Однако, как говорит Дмитрий Васильев, так только кажется, на самом деле она «выглядит примитивно, и поначалу думаешь, что играть просто: повторяющиеся паттерны, мотивы, – но не тут-то было!» Да, есть такой феномен нарочито простой, а на самом деле совсем не простой музыки – вспомним Канчели, Пярта, в этом же ряду и Пелецис. Но Омский оркестр прекрасно справляется не только с такой «простой» музыкой, но и куда более сложной!

Нежным интермеццо прозвучал в программе «симфонический эскиз», а на самом деле – вокализ для сопрано с оркестром «Рождение Венеры» (2015) петербурженки Светланы Нестеровой, импульсом для создания которого послужила одноименная картина Сандро Боттичелли. Это удачный дебют красавицы-блондинки Алены Тульниковой, студентки Московской консерватории, уроженки Омска, которая уверенно и вдохновенно провела диалог с оркестром.

И все же апогеем вечера я бы назвала финальный трехчастный Дивертисмент для симфонического оркестра Антона Танонова – председателя Санкт-Петербургского отделения Союза композиторов России. Исполнение оказалось знаковым: во-первых, это мировая премьера, а во-вторых – посвящение Дмитрию Васильеву и его оркестру, с которым Танонов сотрудничает уже давно и своим жестом отдает дань уважения любимому коллективу. Из всех сочинений программы это самая свежая партитура − написана в феврале 2024 года, так что исполнена буквально «с колес». Благодаря ей, кстати, у омского оркестра появилось нечто новое, а именно калимба – маленький африканский щипковый ударный инструмент с прелестным, почти неземным звуком, немного напоминающим челесту, маримбу и ксилофон. Сама музыка вполне себе тональная (хотя и сдобрена современными «перчинками»), и в целом она притягательна, духоподъемна и остроумна. Автор даже позволил себе немного похулиганить: например, в заключительных тактах дирижер взял детскую свистульку, повернулся к публике и как дунет в нее! Что тут началось в зале! Аплодисменты, смех, свист! Нет, вы видели такие концерты современной музыки?

Вообще, не секрет, что актуальная музыка обычно отпугивает публику непонятностью, сложностью и, что уж там, антиэстетичностью. В этом же концерте все как раз наоборот: Дмитрий Васильев умеет отыскать в злободневном репертуаре изюминки, причем все – из разряда редкостей, поскольку мимо них проходят другие музыканты. «Наша задача – сделать так, чтобы слушатель ушел вдохновленным, счастливым, чтобы он сказал, что на следующий концерт/фестиваль я приду», – так выразил свое кредо Дмитрий Васильев, и ему это явно удается. А еще он сказал мне, что на сей раз не стал включать в программу фестиваля слишком авангардную, экспериментальную музыку, и не потому, что ее не любит. Просто «хотелось найти надежду, красоту, сыграть музыку, которая смотрит в небо».

Подытожить все сказанное хотелось бы словами директора Омской филармонии Ирины Лапшиной: «Проводить такой фестиваль – это риск: намного проще привлечь зрителей на известное и проверенное временем произведение. Но для нас это определенный вызов – собрать зал и показать людям непривычное и неординарное. Все организационные сложности окупаются эмоциями, аплодисментами и отзывами посетителей. Они благодарят, остаются на творческие встречи, задают вопросы, не отпускают артистов до позднего вечера. Это тот результат, к которому мы стремимся».

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой