Эпические сюжеты и нежные чувства События

Эпические сюжеты и нежные чувства

Главный театр Баварии поделился планами на следующий сезон

Руководящий тандем Баварской оперы обозначил новые горизонты творческих интересов на ближайшее время: настала пора доставать с полок тома «Кольца нибелунга». Интендант-бельгиец Серж Дорни в интервью Маркусу Тилю из издания Merkur.de очень красочно и экзальтированно рассказывал о том, что с «Кольцом» напрямую связана художественная идентичность театра – на этой сцене состоялись премьеры «Золота Рейна» в 1869-м и «Валькирии» в 1870 году. С тех пор именно вагнеровский репертуар определяет звучание Баварского государственного оркестра, а сама опера-сериал – привилегия для каждого музыкального руководителя театра на Макс-Йозеф Плац. Сия участь уготовлена и Владимиру Юровскому – это будет первое его «Кольцо», осуществленное по всем театральным канонам. С эпическими полотнами Вагнера 52-летний музыкальный руководитель Баварской оперы знаком, но пока ему довелось продирижировать весь цикл в концертной версии (почти довелось – «Гибель богов» ожидается 27 апреля. – Ю. Ч.) – для публики лондонского Фестивального зала, причем между исполнением частей были паузы длиной от нескольких месяцев до нескольких лет. Полноценная сценическая работа над эпической, сугубо национальной немецкой драмой-эпосом начнется для Юровского в начале нового сезона с премьеры «Золота Рейна», которая запланирована на 27 октября, а последующую после пролога часть, «Валькирию», придется ждать еще год. Дорни рассказал журналистам, что если заниматься одним лишь Вагнером, то в этом случае нужно было бы пожертвовать всеми остальными проектами, что для Баварской оперы неприемлемо и крайне неразумно. «Кольцо» начнется в этом году и завершится в 2027-м – вопрос только с кем?

Владимир Юровский и Франк Петер Циммерманн

Министр искусств Маркус Блюм до сих пор не принял решения о продлении контракта с нынешним руководством театра, и причин для проволочки, из-за которой весь коллектив Государственной оперы пребывает в напряжении, может быть несколько. В частности, в немецкие массмедиа просочилась информация об ожесточенных конфликтах за кулисами театра, связанных со специфическим стилем управления Сержа Дорни. Среди прочего также звучал и финансовый вопрос: в Германии публика все еще не раскачалась после пандемии, но Дорни, по сведениям тех же СМИ, способен предоставить министру неплохую статистику, о которой другие подобные учреждения могут только мечтать. Так или иначе, времени на размышление у властей Баварии осталось немного, и до конца августа руководящий корпус театра должны уведомить о принятом решении.

Итак, осень в Баварской опере пройдет под знаком Вагнера. Вместе с Юровским за постановку «Золота Рейна» берется Тобиас Кратцер. Выпускник Театральной академии Августа Эвердинга, лауреат премии «Фауст» и многократный обладатель титула «Оперный режиссер года» не так давно занимался «Тангейзером» на фестивале в Байройте. За его плечами работа в крупных оперных домах Европы, в сезоне 2025/2026 его ждут на руководящем посту в Гамбургской государственной опере. Кратцер прекрасно знает, как контекстуализировать совершенно разные уровни повествования и, следовательно, выстраивать концептуальные структуры – настолько же ясные, насколько и убедительные. Он из тех режиссеров, кто чувствует себя уверенно, работая в команде единомышленников. За сценографию и костюмы у него отвечает художник Райнер Зеллмайер, за видео-арт – Мануэль Браун. Сам же Кратцер во второй раз посотрудничает с Владимиром Юровским – их совместная дебютная работа, недавняя «Пассажирка» Вайнберга, одно из самых пронзительных произведений, созданных в XX веке для музыкального театра, – принесла обоим глубокое творческое удовлетворение.

Планы Баварской оперы, как водится, объединены некой концептуальной идеей: в новом сезоне острополитические вопросы отойдут на второй план, а в фокусе окажутся философские размышления о природе той космической силы, «что движет солнце и светила». В качестве общего заголовка выбрана фраза «Aus dem Leben durch die Liebe», отсылающая к «Божественной комедии» Данте и сложно поддающаяся прямому переводу с немецкого на русский язык. В презентационном буклете ее содержание раскрывает цитата французского драматурга Жана Расина: «Суть любви в том, что она – как головокружительные качели – существует между благодатью и проклятием, счастьем и страданием, экстазом и агонией». Тема любви неисчерпаема и беспроигрышна. Одним из ее амбассадоров станет «наказанный развратник», искатель наслаждений и проповедник принципов viva la libertà – «Дон Жуан». Это, вероятно, самая ожидаемая новинка по нескольким причинам. Во-первых, в качестве дирижера-постановщика выступает Владимир Юровский. Осуществленную им в 2010 году глайндборнскую версию (режиссер – Джонатан Кент) с Оркестром эпохи Просвещения можно по праву назвать одним из эталонных воплощений моцартовской dramma giocoso. Юровский возвращается к «Дон Жуану» в более зрелом возрасте, и наверняка за почти пятнадцать лет его понимание этой партитуры претерпело изменения. Во-вторых, финальную часть трилогии Моцарта – Да Понте в Баварской опере поставит один из самых ярких режиссеров своего поколения Дэвид Херман. К себе в команду он берет многоопытных соратников – художника-сценографа Джо Шрамма и художника по костюмам Сибиллу Валлум. В-третьих, на титульную роль приглашен немецкий баритон румынского происхождения Константин Криммель – участник программы поддержки и продвижения молодых музыкантов BBC New Generation Artists 2021-2023. На сцене Баварской оперы он дебютировал в 2021-м и впоследствии запомнился исполнением партий Гульельмо в «Так поступают все» и Папагено в «Волшебной флейте» (в конце мая ему еще предстоит спеть Фигаро в Висбадене). Премьера ожидается летом 2025 года – серию из пяти представлений в рамках ежегодного Мюнхенского оперного фестиваля сыграют в период с 27 июня по 8 июля.

Финал оперного фестиваля 2023 года

Кшиштоф Варликовский, кажется, мог бы стать в столице Баварии «режиссером в резиденции»: за его плечами уже семь названий и вдобавок к этому через три месяца ожидается премьера его «Великого Мертвиарха» Лигети (дирижер – Кент Нагано). В сезоне 2024/2025 Варликовский продолжит постигать самобытность и своеобразие музыкального языка Леоша Яначека – после «Средства Макропулоса» в Париже он обратится к позднему произведению композитора – опере «Катя Кабанова». На этот проект Баварской оперы приглашена литовская maestra Мирга Гражините-Тила. Премьера запланирована на 17 марта 2025 года. Еще одна представительница прекрасного пола за дирижерским пультом – финка Сусанна Мялкки – будет участвовать в постановке единственного сочинения Габриэля Форе для музыкального театра – оперы «Пенелопа» на сюжет гомеровской «Одиссеи». Это будет преимущественно женская коллаборация – над французским трехактным раритетом Мялкки поработает с бывшим штатным режиссером венского Бургтеатра Андреа Брет.

Программа сезона Баварской оперы скроена качественно и по-деловому – так, чтобы помимо «блокбастеров», на которые, конечно, самые высокие ставки, выстреливали еще и редкости-изыски. Для этого нужен надежный проводник – мэтр, способный сделать редко звучащее произведение интересно и привлекательно. Вероятно, руководство театра размышляло в таком ключе, когда предлагало Клаусу Гуту взяться за комический музыкально-театральный опус Рихарда Штрауса «Любовь Данаи». Гут неоднократно обращался к произведениям Штрауса и, бесспорно, преуспел в их интерпретациях, так что велика вероятность, что режиссеру удастся подобрать правильные ключи к «веселой мифологии», которую в Баварской опере не слышали аж с 1988 года.

Не обойдется и без сочинений современных композиторов: на любимом проекте Дорни – фестивале Ja, Mai (третьем по счету) – прозвучат две пьесы – «Охотничье ружье» австрийского автора и пианиста Томаса Лархера и «Мацукадзэ» самого известного японского композитора Тосио Хосокавы. Между этими произведениями больше общих точек пересечения, чем кажется на первый взгляд. В основу либретто «Охотничьего ружья» легла одноименная новелла крупного писателя «страны восходящего солнца» – Ясуси Иноуэ. В обеих постановках будут задействованы молодые солисты оперной студии. Так как Ja, Mai пройдет в 2025 году под заголовком «Иллюзии», отсылающем к неоднозначному восприятию реальности и подразумевающему акцент на визуальной составляющей, то Дорни подсуетился пригласить к сотрудничеству с театром всемирно известную польско-немецкую художницу Алисию Кваде. Ее скульптуры и инсталляции, отражающие время, восприятие и научные исследования, можно было увидеть на крыше музея Метрополитен, на вокзале в Гамбурге, в художественной галерее Уайтчепел в Лондоне.

Асмик Григорян в роли Лизы

Конечно, украшение афиш любого театра – сильные солисты. Баварская опера обещает новые встречи с Асмик Григорян, Лиз Давидсен, Элиной Гаранча, Соней Йончевой и, конечно, Йонасом Кауфманом – куда же без него.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»