Этот день мы приближали События

Этот день мы приближали

Музей музыки представил выставку к 80-летию Победы

Запустить сигнал воздушной тревоги, спеть «Катюшу», увидеть рукопись «Ленинградской» симфонии Шостаковича и почитать блокадный дневник певицы Зои Лодий – все это можно сделать на выставке «Этот день мы приближали…» в Российском национальном музее музыки. Проекты к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне по определению не могут быть развлекательными аттракционами. Но команде под руководством Михаила Брызгалова уже в который раз удалось найти такой способ подачи сложной информации, при котором она будто входит «под кожу».

Так, на экспозиции представлены продуктовые карточки семьи ректора Московской консерватории Александра Гольденвейзера. А рядом – кусок хлеба, который выдавался жителям блокадного Ленинграда. Гостям музея предлагают сравнить скудный паек и вес инструментов в футлярах, которые приходилось ежедневно носить ослабевшим от голода музыкантам. Например, тромбон – на выставке его может поднять любой желающий – весит, согласно табличке, 3 килограмма 280 граммов…

Посетителей также приглашают самостоятельно покрутить ручку сигнала воздушной тревоги. Аппарат предоставил Александринский театр. Такие устройства во время Великой Отечественной войны стояли в учреждениях культуры, в случае опасности с их помощью предупреждали о необходимости спуститься в убежище.

Небольшая по площади, но емкая выставка «Этот день мы приближали…» включает около двухсот экспонатов. Среди них – авторская партитура Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича, рукопись Гимна Советского Союза Александра Александрова, подарочный набор рюмок пианисту Владимиру Софроницкому от Иосифа Сталина за выступление на Потсдамской конференции, концертное платье скрипачки Галины Бариновой и другие артефакты.

Тематически экспозиция поделена на разделы. Отдельные главы посвящены деятельности агитбригад, музыке кино о войне, переговорам о возвращении архива Сергея Рахманинова в СССР, рассказу о судьбах музыкантов-консерваторцев. «В военное время нет и не может быть мирных профессий», – говорил дирижер Николай Голованов. Эти его слова стали руководством к действию для многих советских композиторов и музыкантов. Часть из них была мобилизована в ряды армии и флота, часть – направлена на пропагандистскую работу на радио и в действующую армию – вдохновлять солдат на победу. Рядом с видеозаписью выступления Клавдии Шульженко и гармонью, принадлежавшей аккомпаниатору Лидии Руслановой, можно увидеть самодельную балалайку из консервной банки, изготовленную в немецком концлагере. «Среди бойцов народного ополчения были два неразлучных друга – Александр Окаёмов и Геннадий Лузенин. Один был доцентом Московской консерватории по классу сольного пения и камерного ансамбля, а другой руководил хором Московской областной филармонии, – рассказывает директор музея Михаил Брызгалов. – Раненые Окаёмов и Лузенин оказались в концлагере в Кричеве. Там из заключенных был составлен хор, который должен был стать орудием пропаганды “нового порядка” оккупационных войск. Но выходя для выступлений за пределы лагеря, музыканты установили связь с кричевским подпольем. При помощи песни при проведении своих концертов они скрыто предупреждали партизан о планах немцев. Музыкальная программа-шифровка гласила: если споют “Есть на Волге утес”, значит, пойдет эшелон с оружием; “Вдоль по Питерской” – будет облава. К сожалению, в хоре нашелся доносчик – и ранним утром 21 февраля 1943 года Окаёмова и Лузенина расстреляли».

Кстати, музей продолжает собирать материалы о музыкантах, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, и просит выйти на связь всех, кто обладает такими сведениями.

Несмотря на трагическую тему, выставка о роли музыки на войне и вкладе музыкантов в общую Победу получилась деликатной и светлой. Отдаться эмоциям праздника со слезами на глазах посетители могут в импровизированном «караоке» с любимыми военными песнями. Стесняться не надо: оценивать мастерство исполнителя никто не будет – для этого построили специальную закрытую кабину.

Брак повтором не испортишь События

Брак повтором не испортишь

В «Санктъ-Петербургъ Опере» прошёл второй премьерный показ «Тайного брака» Доменико Чимарозы

Так берегись любви моей События

Так берегись любви моей

В Москве отметили юбилей со дня премьеры «Кармен» Бизе

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей