Эва Яблчиньска и Дариуш Купински: <br>Важно сохранять репертуарный баланс Персона

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински:
Важно сохранять репертуарный баланс

Kupinski Guitar Duo: Эва Яблчиньска и Дариуш Купински, один из лучших классических гитарных дуэтов Европы, завершил программу мероприятий VII Международного фестиваля-конкурса гитаристов имени А.Фраучи«Стань частью семьи Фраучи» – таков девиз каждого гитарного форума имени великого музыканта и педагога. Почувствовать себя сопричастным этой по-домашнему уютной музыкальной атмосфере смог каждый слушатель, кому довелось побывать на концертах смотра.

В этом году на фестивале выступили звезды классического гитарного искусства. Францию представлял Жереми Жув, Испанию – Рикардо Гальен, Хорватию – Петрит Чеку, Россию – Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, Евгений Финкельштейн (Москва), Владимир Митяков, Ровшан Мамедкулиев (Нижний Новгород), Анатолий Изотов (Санкт-Петербург).

Дмитрий Илларионов, ярчайший наследник исполнительских традиций Александра Фраучи, участвовал в оргкомитете конкурса-фестиваля и представлял жюри, в состав которого вошли знаменитые российские и зарубежные гитаристы. Конкурсные баталии, в которых участвовали молодые музыканты из разных стран мира, вызвали немало дискуссий и переживаний у публики, которая напряженно следила за ходом событий. Уровень исполнительского мастерства был действительно очень высоким! Первое место досталось Марку Топчию из Украины, второе– Вере Данилиной (Нижний Новгород, Россия) и, наконец, третье – итальянцу Доменико Савио Моттоле.

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински, участники заключительного фестивального вечера, выиграли множество наград на ведущих мировых конкурсах классической гитары в Германии, Италии, Польше и были отмечены премиями и грантами. Музыканты учились в Берлинском университете искусств и Высшей школе музыки в Веймаре, а затем в аспирантуре в Академии музыки в Катовице.

В России Kupinski Guitar Duo дебютировал прошлой весной на фестивалях Guitarmagfest в Москве и «Мир гитары» в Калуге и вызвал у публики симпатию и восхищение, благодаря своей виртуозной технике, элегантности исполнения и утонченного вкуса.

Насколько гибкие и органичные Эва с Дариушем в ансамбле, можно было убедиться в их фантастическом концерте в Соборной палате. Гитару оба музыканта воспринимают как один большой оркестр. Может, потому каждая из пьес Сора, Шопена, Рахманинова, Гранадоса, Альбениса и де Фальи прозвучала так необычно и изысканно! И даже латиноамериканский драйв Рапсодии в стиле блюз Гершвина и танго Zita Пьяццоллы были окрашены в такие деликатные, но в то же время эмоциональные тона.

После концерта корреспондент «Музыкальной жизни» Виктор Александров (ВА) встретился с Эвой Яблчиньской (ЭЯ) и Дариушем Купинским (ДК) и расспросил их об особенностях игры в камерном ансамбле, выборе репертуара, участии в Фестивале имени А.Фраучи, исполнении музыки современных композиторов и многом другом.

ВА Эва и Дариуш, как вы решили создать такой прекрасный семейный дуэт?

ЭЯ Сначала мы поженились, а потом начали все чаще играть вместе. На самом деле, это очень необычно, потому что, как правило, музыканты сначала играют вместе, а потом уже создают семьи. А у нас сложилось все наоборот.

ДК Однажды вечером мы взяли гитары и начали играть. Это было так легко и естественно. Тогда мы поняли, что без единого ансамбля просто не мыслим своей дальнейшей брачной жизни.

ВА Вы действительно звучите перфектно! Может быть, потому, что так влюблены друг в друга?

ЭЯ Вы правы, мы с Дариушем неразрывное единое целое, разлучить нас практически невозможно. А в дуэте вообще звучим как один большой оркестр и не мыслим себя отдельными солистами.

ВА Что вы считаете главным и ценным качеством в искусстве гитарного ансамбля?

ДК Я повторю мысли Эвы. Важно обращать внимание не на то, как каждый из нас играет, а как мы это делаем в общем ансамбле, подобно игре музыкантов, когда они видят перед собой оркестровые партии.

ВА Дариуш, как я догадываюсь, вы делаете собственные транскрипции произведений? Как они адаптированы к классической гитаре?

ДК Нам все время хочется постепенно расширять необъятный гитарный репертуар, охватывающий музыку разных эпох и стилей. Но это не означает, что мы игнорируем произведения, созданные в оригинале для гитары. Нам просто хотелось привнести новое качество в искусство гитарного ансамбля, не ограничивая себя в выборе произведений.

ЭЯ Дариушу нравится делать аранжировки. У него такое великолепное воображение. Наша главная цель – играть любую музыку так, как пожелал бы ее услышать на гитаре сам композитор. Поэтому мы не так пристальны к оригинальной фактуре, свойственной, например, фортепиано. Когда мы играем прелюдию Рахманинова, мазурки и вальсы Шопена, то стараемся вообще не думать об этом. Нет смысла просто следовать фортепианному оригиналу.

Мы всегда очень тщательно выбираем, что планируем исполнить в своих программах. То же самое касается и транскрипций. Некоторые произведения не так убедительно звучат на двух гитарах. Невозможно любую пьесу вот так просто взять и идеально аранжировать для дуэта гитар. Результат не всегда оправдывает ожидания.

ВА По какому принципу вы стараетесь формировать свои концерты? Это оригинальный репертуар или смешанные программы?

ДК Чаще всего это зависит от заполнения концертного сезона. Мы не любим менять программу, стараемся включать несколько новых произведений в уже обкатанную программу, смешивая ее из сезона в сезон.

ВА Участие в программе Международного фестиваля-конкурса имени А.Фраучи почетно для вас. Что вы раньше слышали об этом уникальном музыканте?

ЭЯ Мне не просто ответить на этот вопрос. Фраучи был источником вдохновения для многих поколений гитаристов. Он сформировал потрясающую исполнительскую школу. Это такая редкость в наши дни!

ДК Общаясь с Дмитрием Илларионовым, мы с Эвой узнали немало интересных историй и фактов об Александре Фраучи, каким он был гениальным педагогом и превосходным исполнителем! Мы очень благодарны оргкомитету фестиваля и его замечательной команде. Без энтузиазма и фанатизма таких преданных своему делу людей праздник классической гитарной музыки был бы просто невозможен, тем более в наше непростое ковидное время.

ЭЯ Я еще успела заметить, какая у вас тихая и внимательная публика. Люди так были сосредоточены и увлечены музыкой, которую мы исполняли. И я, и  Дариуш не могли не ощутить таких взаимных, столь ценных для нас обменов энергией со слушателями. Когда мы чувствуем, что аудитория с нами на одной волне, нам открываются новые грани той музыки, которую исполняем в данный момент. Это позволяет нам снять лишнее напряжение эмоций и немного расслабиться.

ВА Наряду с концертной деятельностью вы немало уделяете времени педагогике и исследовательским проектам. На один из них был выделен грант Grawemeyer Award Университета Луисвилля; на этот американский проект вы также получили стипендиюМинистерства культуры и национального наследия Польши. Что это за проект?

ЭЯ Мы с Дариушем посвятили 18 месяцев напряженной работе – изучали современную музыку, находили рукописи в библиотеке при Университете. Так, постепенно набралось немало композиций для отдельного компакт-диска. На нем записаны только сольные произведения для гитары Бретта Дина, Тору Такэмицу, Луи Андриссена, Себастьяна Карриера, каждое из которых мы играем поочередно.

ВА А другие современные композиторы посвящают вашему дуэту свои сочинения?

ДК Несколько месяцев назад мы завершили работу над записью еще одного альбома с современной музыкой для дуэта гитар. Он будет выпущен в следующем сезоне. На этом диске есть несколько произведений разных композиторов, созданных специально для нас, в том числе «Берг-рапсодия» Константина Васильева.

ВА Да, эту вещь вы играли в концерте.

ЭЯ Это очень интересный гитарный композитор. Его музыку любят играть самые разные исполнители. Нам захотелось исполнить «Берг-рапсодию» дуэтом. Константин специально для нас сделал новую редакцию своего сочинения, основанного на материале фортепианной сонаты Альбана Берга. Оригинальная гитарная фактура и мышление композитора пробудило наш интерес к этой музыке. В Москве на Фестивале Фраучи мы были рады представить российскую премьеру «Берг-рапсодии» после мировой премьеры в Польше, состоявшейся на прошлой неделе. Публика тепло приняла это произведение – значит, мы не зря старались.

ВА Как сегодня обстоит ситуация с классической гитарой в Польше? Есть ли новые открытия и композиторские имена?

ЭЯ Польша сейчас переживает настоящий гитарный ренессанс! Гитара  очень популярна в самых разных кругах. У нас с Дариушем много студентов, каждый из них открыт ко всему новому и необычному. Немало создается современной музыки. Но неизбежно возникает вопрос:сколько таких произведений мы можем включить в нашу концертную программу? Ведь важно при этом сохранять репертуарный баланс. Так что выбирать надо очень мудро и рационально. Мы с Дариушем очень надеемся, что благодаря нашим концертным проектам и выпуску нового компакт-диска, на котором будет представлена исключительно современная музыка, дополняющая этот репертуар, люди еще охотнее будут воспринимать его.

Оксана Волкова: <br>Меня преследует страх упущенных возможностей Персона

Оксана Волкова:
Меня преследует страх упущенных возможностей

Томас Хэмпсон: <br>То, что сегодня называют пропагандой, я бы назвал ложью Персона

Томас Хэмпсон:
То, что сегодня называют пропагандой, я бы назвал ложью

Среди наиболее именитых гостей Московской филармонии в нынешнем сезоне – всемирно известный бас-баритон Томас Хэмпсон.

Густаво Дудамель: <br>Музыка помогает нам совершенствоваться Персона

Густаво Дудамель:
Музыка помогает нам совершенствоваться

Венесуэльский дирижер Густаво Дудамель руководствуется убеждением, что музыка наделена способностью менять мир. Стремительная карьера Дудамеля уходит корнями в венесуэльскую El Sistema – сеть молодежных оркестров, основанную в 1970-х годах.

Валерий Гергиев: <br>Когда я бываю в Байройте и Зальцбурге, сразу думаю – а что же мы, в России? Персона

Валерий Гергиев:
Когда я бываю в Байройте и Зальцбурге, сразу думаю – а что же мы, в России?