Тридцатого ноября исполняется 75 лет Александру Тителю, художественному руководителю оперной труппы, главному режиссеру МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В этот день в театре откроется посвященная мастеру выставка, на которой представлены предметы из его личного архива, а также из коллекций МАМТ, Музея Большого театра, Екатеринбургского театра оперы и балета. После открытия будет показана «Хованщина» Мусоргского. Также к юбилею Александра Тителя МАМТ издал его книгу «Опыты оперы». Презентация пройдет 7 декабря перед показом «Медеи» Керубини. Посетить презентацию смогут все желающие, предварительно зарегистрировавшись на сайте театра. Регистрация откроется 5 декабря.
Взгляд с заинтересованной стороны
Его кредо – репертуарный театр с постоянной, преданной ему труппой. Подбирая солистов с равным соотношением внешности, голоса и актерских данных, Титель интенсивно развивает их сценические навыки. Для него характерно скрупулезное выстраивание каждого спектакля по мизансценам: четко очерченный рисунок движений – насыщенный и динамичный, налагающий на исполнителя высокие требования в плане владения не только голосом, но и телом.
Он решительно и первым ушел от традиционной советской оперы – «концерта в костюмах». При этом остается вдали от радикальных постановочных концепций. Но сметенный со сцены метлами Ленский вызвал в свое время бурю негодования, как и танцовщицы топлес в «Травиате».
Некоторые работы выполнены эпичными крупными мазками («Хованщина», «Пиковая дама»). В иных случаях они рафинированно холодные, чуть отстраненные («Евгений Онегин», «Медея»). Либо построены на «мелкой моторике», практически не прекращающемся движении («Севильский цирюльник», «Богема», «Кармен»). Почти всегда происходят переносы во времени, а также отсылки к другим видам искусства. Каждый спектакль отличает определенная цветовая гамма. Суммируя: перед нами внушительный объем сделанного при минимуме концептуальных и стилистических повторов.
Будучи безусловным лидером, хозяином своего театра, Титель приглашал в качестве постановщиков многих значительных российских и европейских режиссеров, в частности Петера Штайна, Римаса Туминаса, Каму Гинкаса, Андрейса Жагарса, Андрея Кончаловского, Константина Богомолова, Евгения Писарева.
Регулярно пытался внедрять в репертуар МАМТ редкие вещи, но публика вынуждает оставлять «хиты».
Александр Титель преподает в Российском институте театрального искусства (ГИТИС), пестует новое поколение режиссеров. Среди его немалочисленных учеников – Дмитрий Белянушкин, Алексей Смирнов.
Из интервью разных лет
«Для нашего театра важно, чтобы человек пришел к нам как минимум за удовольствием и как максимум за потрясением. Сегодняшний зритель боится потрясений, слишком много их вокруг. Жизнь стала очень неспокойной, судорожной, труднопредсказуемой. И люди часто ходят в театр, чтобы отдохнуть. Но в настоящий театр не ходят, чтобы отдохнуть. Для этого есть клубы, рестораны и так далее и тому подобное».
«Сильное художественное потрясение может повлиять на человека и перевернуть его душу таким образом, что он решится на что-то, к чему опасался приступить, или, наоборот, откажется от чего-то не самого доброго, что задумал. Но в исправление человечества и миропорядка силами сценического произведения не верю. При этом не сомневаюсь, что зритель идет в театр за потрясением, он сам этого не знает и этого боится, но подспудно хочет, чтобы его перевернули, изменили жизнь, подсказали точку зрения и открыли то, о чем писал Кант: “Звездное небо над головой и моральный закон во мне”. Для этого мы и ставим “Пиковую даму”, “Евгения Онегина”, “Енуфу”, “Дон Жуана”, “Лючию ди Ламмермур” – да все наши спектакли».
«Труппа строится в расчете на те сочинения, которые хотелось бы в дальнейшем иметь, а, с другой стороны, сочинения подбираются к тому составу труппы, к тем голосам, которые сегодня могут это осуществить на достаточно качественном, высоком европейском и мировом уровне».
«Оперный театр должен быть качественным. В нем должны хорошо петь, хорошо играть, должен хорошо звучать оркестр. И это должно быть “сварено” в представление, терзающее твою душу. В хорошем смысле слова “терзающее”. Я не буду заигрывать с публикой. Не буду завоевывать популярность любой ценой».
«Сейчас меня влекут вещи малоизвестные, которые почему-либо не популярны у нас. Как-то не тянет на знаменитые названия. Мне интересны произведения, лежащие за пределом попсового круга».
«Вообще-то, никаких юбилеев я никогда не отмечаю. Не люблю и не считаю нужным. Избавляю моих дорогих коллег от необходимости готовить для меня какие-то поздравления. Зачем? Лучше пошутить, подурачиться и попеть красивую музыку. Для себя и для публики».
Фото: Сергей Родионов