Юбилейная сюита События

Юбилейная сюита

В 2017 году Ярославской государственной филармонии исполнилось 80 лет. В честь этого знаменательного события с 8 по 15 сентября прошел цикл концертов «Юбилейная сюита». В его рамках ярославцы насладились выступлениями джазовых коллективов, ансамблей народных инструментов, Ярославского филармонического оркестра и хоровой капеллы, а также лауреата XV конкурса имени П. И. Чайковского Люки Дебарга

Венцом цикла стал концерт 15 сентября в Концертном зале филармонии, носящей имя великого русского певца Леонида Собинова. На него был приглашен Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, чей приезд стал возможным благодаря программе «Всероссийские филармонические сезоны» и поддержке Министерства культуры РФ. Предполагалось, что дирижировать будет В. И. Федосеев, которому в августе 2017 года исполнилось 85 лет и чье имя практически синонимично с БСО. Однако из‑за неважного самочувствия маэстро в последний момент на замену вышел второй дирижер оркестра Денис Лотоев. Концерт не был отменен, хотя обстоятельства позволяли. И это показательно, потому что БСО – один из тех коллективов, которые не ограничиваются домашней площадкой, а гастролируют по всему миру и играют под любой крышей. И конечно, по словам Лотоева, «важность региональных концертов исключительная». Они не только укрепляют международные и междугородние связи, но и дают повод для жителей глубинки насладиться игрой первоклассных коллективов. Вот и реакция соответствующая: «когда мы приезжаем в регион, публика ничуть не хуже, чем на престижнейших площадках мира».

Визитной карточкой БСО, безусловно, является Чайковский – именно интерпретации его симфоний и сюит сделали оркестр всемирно известным. Для жителей Ярославля Федосеев приготовил его Четвертую симфонию и сюиту из балета «Лебединое озеро». В отличие от большинства балетных сюит, составленных самими композиторами, в данном случае Владимир Иванович сделал свою версию, подобрав номера по принципу контрастности: характерные номера (танцы и лирические сцены) перемежаются с драматическими (интродукция и финал IV акта). Мы помним, что у «Лебединого озера» есть разные версии финала: в данном случае выбрана оптимистическая трактовка и торжествуют добро и любовь.

Оркестр звучал слаженно и собранно, не увлекаясь мелодраматическими эффектами, столь частыми в интерпретациях Чайковского. Возможно, темпы в сюите могли показаться слишком быстрыми тем, кто привык слушать музыку «Лебединого озера» только в театре. Однако балетным дирижерам необходимо считаться с хореографическими идеями постановщиков и с возможностями артистов, в то время как симфонический оркестр совершенно свободен в этом плане. Нигде это не выразилось лучше, как в «Испанском танце», сыгранном на бис – он просто‑таки пронесся вихрем.

И в симфонии «ударной» частью стал финал, запечатлевший исповедь героя «средь шумного бала». Не так часто оркестр удостаивается стоячих аплодисментов, но здесь они были более чем оправданы – это знак глубокого уважения. Поневоле приходят на ум слова Лотоева по поводу своей миссии: «Люди везде одинаковые. Им всем нужна какая‑то частичка радости и тепла. Если нам удается это дать – замечательно!»

Фото предоставлены пресс-службой БСО

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы

Человек, который смеется и убивает События

Человек, который смеется и убивает

В Нижнем Новгороде прошла премьера «Риголетто»