ЯС Юрий Николаевич, ваш юбилей отмечается многими балетными торжествами. А как вы его отпраздновали дома?
ЮГ Видите ли, я уже, пожалуй, не в том возрасте, когда радуются очередным дням рождения! (Смеется.) Однако мне повезло, что я родился 2 января. Поэтому у меня дома празднование дня рождения само собой объединяется со всеобщими новогодними торжествами. Можно пошутить, что весь мир празднует мой день рождения.
ЯС Как изменилась балетная труппа Большого театра с тех пор, как вы перестали ею руководить? Какого вы мнения о ее нынешнем состоянии?
ЮГ Я был рад работать с труппой Большого и прежде, и в последние годы, когда возобновлял здесь свои постановки «Лебединого озера», «Легенды о любви», «Раймонды» и «Золотого века». Когда я только приехал в Большой из Ленинграда, для меня это был абсолютно новый коллектив. А сейчас я встречаюсь со знакомыми мне людьми, многих из них я сам в свое время принимал в театр. Разумеется, появилось много молодых артистов, все они стремятся себя проявить. Мне интересно находить с ними общий язык. Трудные моменты в работе бывают всегда. Но сказать, что раньше все было отлично, а сейчас все плохо, я не могу, такого нет. Я благодарю дирекцию Большого театра за внимание, которое мне оказано, и за подготовку юбилейного фестиваля. Он включает несколько моих больших спектаклей и торжественный вечер, в котором будут исполнены фрагменты балетов «Спартак», «Золотой век» и «Щелкунчик».
Пендерецкий балет не любил. Но посмотрел моего «Ивана Грозного» и сказал, что его многое тронуло.
ЯС Остались ли какие-либо проекты, которые вы не успели в свое время осуществить в Большом театре?
ЮГ Да. Например, балет Шостаковича «Болт». Я хотел его поставить, даже начал работу, сделал несколько сцен. Но ушел из театра, не успев завершить эту работу. Очень жалею о проекте, связанном со знаменитым польским композитором Кшиштофом Пендерецким. С ним я хотел сделать балет «Мастер и Маргарита». Он вообще-то балет не любил. Но посмотрел моего «Ивана Грозного» и сказал, что его многое тронуло. У нас сложилась дружба, были интересные беседы, планы. Но, опять-таки, мой уход из Большого театра помешал их осуществлению. В данном случае жаль не только непоставленного спектакля, но и того, что мы не приобрели для балета такого интересного композитора.
ЯС Однако многие из тех спектаклей, что вы сделали, – например, «Спартак», – стали символом и российского балета, и в какой-то мере нашего государства. Вы предполагали это, когда их делали?
ЮГ Сейчас я этим горд, но тогда, конечно, я этого не предполагал. Мы напряженно работали, искали новые пути и театральные решения. Многое из того, что по прошествии времени выглядит просто и естественно, в свое время рождалось очень тяжело. Я всегда с недоверием относился к тому, что получалось легко. То, что давалось трудно, с борениями, сомнениями, многократной проверкой, – то зачастую оказывалось надежнее и убедительнее.
ЯС Почти все ваши основные постановки вы воспроизвели в Краснодарском театре балета, который создали десять лет назад.
ЮГ Краснодарский театр действительно был создан практически «с нуля», там был только театр музкомедии с коллективом для подтанцовок. Сегодня в труппе около ста человек, она была собрана из артистов разных театров и выпускников специальных учебных заведений страны. Здесь они обрели то единство стиля, которое позволяет исполнять большой балетный репертуар: и русскую классику, и большие многоактные сочинения ХХ века. В репертуаре сейчас четырнадцать больших многоактных балетов. Театр гастролировал в Германии, Великобритании, Японии, Италии, Испании, США, Португалии, Франции, Турции, Ливане, Болгарии, Австрии. Все это оказалось возможным благодаря импресарио Леонарду Гатову, руководителю Творческого объединения «Премьера», личной поддержке губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, помощи руководства города.
Очень приятно, что уже три раза нас приглашали на гастроли в Мариинский театр, в котором я начинал свою артистическую и балетмейстерскую карьеру.
ЯС Ваш краснодарский театр задействован в программе подготовки Сочи к Олимпиаде.
ЮГ Город действительно вовсю готовится – строится, украшается. Но мы провели там свою балетную «олимпиаду» – международный конкурс! Сложностей было много, но он прошел на высоком уровне, было много неожиданных открытий. О конкурсах есть разные мнения. Существует, например, точка зрения, что конкурсы не выявляют истинные таланты, поскольку актеры в полной мере раскрываются в спектаклях, а не в отдельных танцевальных номерах. И тем не менее я считаю практику конкурсов полезной. Мы видим картину состояния танцевальных школ разных стран мира и то, как она быстро меняется. Мы получаем возможность общаться, говорить о профессиональных проблемах с коллегами всего мира. Мы видим новые тенденции современной хореографии. Среди них есть рискованные, порой эпатирующие публику. Что ж, всякие бывают пути. Это не пугает, когда видишь их разнообразие. Одной дороги творческого развития быть не может, дорог должно быть много.