Захаров против Петипа События

Захаров против Петипа

В балете приволжского города начинаются новые времена

Четыре месяца назад главным балетмейстером Астраханского театра оперы и балета был назначен Дмитрий Гуданов – и в начале декабря театр позвал публику и критиков взглянуть на первые результаты его работы и оценить масштаб планов его команды.

Ситуация бывшему премьеру Большого театра досталась непростая: дело не только в том, что Астрахань – один из немногих значимых городов страны, где театр оперы и балета появился лишь в XXI веке, но и в том, что предшественник Гуданова, хореограф Константин Уральский, ставший первым балетным руководителем в Астрахани, выстраивал репертуар как репертуар сугубо авторской труппы. Поклонникам его дарования это нравилось, сторонников более академичных танцев раздражало, но факт есть факт: из спектаклей наследия, привычно составляющих основу репертуара любой российской труппы (и работающих на поддержание качества этой труппы) в афише присутствуют лишь «Лебединое озеро», «Жизель» и «Дон Кихот», и все они отредактированы (иногда всерьез) Уральским, «переписаны» его почерком. Это было приемлемо, когда театр был театром авторским; сейчас, когда заявлена цель интенсивного развития труппы, новому начальнику балета предстоит вести артистов к классическим стандартам качества. Понятно, что от новых людей ждут новых решений – и первое решение, первая идея, предложенная на суд публике, оказалась нетривиальной. Дмитрий Гуданов выбрал в качестве персонажа-знаменосца не Мариуса Петипа или Жюля Перро, к примеру. Он предложил идею балетного фестиваля на волжских берегах, посвященного Ростиславу Захарову.

«Ух ты», – переглянулись критики и историки балета. Смелая идея.

Автор яркого (и по сей день идущего во многих театрах страны) «Бахчисарайского фонтана» и легендарной (но идущей сейчас лишь в Михайловском театре) «Золушки» – одна из значительных фигур советского балета, но фигура своеобразная. Поставив в 27 лет свой самый первый и самый знаменитый балет, он стал не только лидером движения «драмбалета», но затем и главным балетмейстером Большого театра, создателем балетмейстерской кафедры в ГИТИСе и очень влиятельным человеком в советском балетном мире. И все свое влияние, и все свое красноречие он направлял на борьбу с теми сочинителями, кто искал какую-то иную дорогу в творчестве, кроме драмбалетной. Отечественным авторам доставалось с разной степенью интенсивности; Баланчина он презирал и втаптывал под плинтус. Выбирая именно Ростислава Захарова (понятно, что на сам выбор повлиял и тот простой факт, что Захаров в Астрахани родился),  Гуданов рисковал вызвать всплеск интереса у тех любителей балета, что рвутся в безоговорочное прошлое – и не только балетное. Тем не менее концерт, ставший заявкой фестиваля (что во всей силе своей развернется осенью 2022 года), сразу же четко дал понять: «вечно вчерашних» здесь не ждут. Речь о будущем.

Будущее это берет из прошлого то, что ценно. Давно отгремели битвы драмбалета и балета симфонического и в репертуаре ведущих балетных театров соседствуют самые разные авторы. И из XXI века мы можем посмотреть на авторов драмбалетов как на создателей прежде всего очень качественных, эффектных, театральных спектаклей. Их грехи и их идеологические монологи остались в прошлом; а после большой волны интереса к сочинениям бессюжетным публика вновь хочет , чтобы на сцене ей рассказывали истории.

И программа концерта объединила многих рассказчиков советских лет – и «драмбалетных», и «симфонических», и попавших меж жерновов, как Леонид Якобсон, и работавших практически без отклонений от лекал Мариуса Петипа – как Петр Гусев. То есть стало очевидно, что курс Астрахани – не по жесткому учебнику «Искусство балетмейстера», а по широкой дороге сюжетного балета, который уважали и уважают во всех балетных странах.

Вальс Машковского. Фото: Вадим Матасов

Концерт, созданный совместными усилиями Дмитрия Гуданова и режиссера Олега Попкова, предложил не просто перечень номеров, но осознанно выстроенную картину развития советского сюжетного балета. Номера вступали друг с другом в диалог – а приглашенные звезды из Большого, Мариинского,  Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Театра имени Леонида Якобсона соседствовали с местными солистами, специально подготовившими к вечеру новый репертуар. Конечно, труднейшие тексты проходили небезупречно – но было видно, как буквально на лету впитывают мастерство астраханские артисты. В па де де из балета «Талисман», сочиненном Петром Гусевым по мотивам Мариуса Петипа, изящная Харука Номура стала правильно-хрупкой Нирити, а Николай Выломов лихо прорезал пространство в роли Бога Ветра; Айгуль и Артур Альмухаметовы станцевали наполненный рискованными поддержками  «Вальс Машковского», поставленный Василием Вайноненом, с тем бесстрашием, что роднило артистов и первых советских летчиков.

Евгения Образцова и Михаил Лобухин. Фото: Вадим Матасов

Выступления приезжих звезд превратились в мастер-класс по сюжетному танцу: Евгения Образцова и Михаил Лобухин станцевали, сыграли, прожили «сцену у балкона» из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева в постановке Леонида Лавровского как психологическую поэму, Мария Александрова выплеснула в вариации из «Лауренсии» Александра Крейна в постановке Вахтанга Чабукиани всю силу своей героини и всю ее полетную гордость, а Анастасия Лименько и Сергей Мануйлов в дуэте из «Эсмеральды», поставленной Владимиром Бурмейстером (где он использовал музыку и Цезаря Пуни, и Рейнгольда Глиэра и Сергея Василенко) точно проговорили историю благороднорожденного Феба и вольной цыганки. Особенный «обмен мнениями» произошел на материале вдохновившей Арама Хачатуряна легенды о восставшем римском рабе: Дарья Павленко и Денис Климук исполнили дуэт из «Спартака» в постановке Леонида Якобсона, Евгения Образцова и Михаил Лобухин – в постановке Юрия Григоровича. Во втором дуэте лирика затмевает неизбежность грядущей трагедии, в первом – трагедия грохочет в каждом жесте. Поразительная пластика Дарьи Павленко, по накалу напоминающая экспрессию немого кино, но нигде не «перебарщивающая», превратила этот дуэт в одно из главных событий концерта.

А в финале оркестр театра, ведомый его худруком и главным дирижером Валерием Ворониным, грянул «Время, вперед!» – и трудно было бы выбрать финал удачнее. Тут все -–готовность работать, вера в будущее, память о том, что было великого в прошлом. Теперь остается только держать за астраханцев кулаки и следить за их успехами.

Веселый ветер над Землей детей События

Веселый ветер над Землей детей

В Санкт-Петербурге стартовал юбилейный, XXXV фестиваль «Земля детей»

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина