Законное право на свою Тоску События

Законное право на свою Тоску

Хибла Герзмава исполнила главную партию в опере Пуччини «Тоска» в честь Маквалы Касрашвили

Партия Флории Тоски – одна из самых популярных и востребованных, но очень «заковыриста». Для того чтобы озвучить пуччиниевскую мощь и добиться в ней разных эмоциональных оттенков, нужно обладать настоящим драматическим сопрано с так называемыми темными красками тембра, с объемом и полетностью. Такими качествами природа наделила, например, народную артистку СССР Маквалу Касрашвили, исполнявшую эту партию в течении более чем сорока лет.

К 80-летнему юбилею Маквалы Филимоновны Фонд Елены Образцовой организовал замечательное событие – концертное исполнение «Тоски» в зале «Зарядье» с Хиблой Герзмава в главной партии. Событием этот вечер стал еще и потому, что накануне предшествующий дебют Хиблы Герзмава в этой партии в Музыкальном театре получился несколько блеклым: она ввелась в морально устаревший и маловыразительный спектакль, нас не совсем устраивали ее партнеры по сцене. В «Зарядье» все выглядело значительно лучше, убедительнее.

Концертное исполнение, правда, оказалось полуконцертным с чрезмерно условной театрализацией.  Какой должна быть опера вне театра – вопрос дискуссионный, но чистота жанра еще никогда никого не подводила. А в нашем компромиссном случае все же есть к чему придраться. Если злополучный портрет Марии Магдалины в церкви у Каварадосси заменили фотографией Маквалы Касрашвили остроумно и удачно, то, например, корзина с завтраком, «выдавшая» Анжелотти, которая должна была в итоге оказаться пустой, остается полной. И подобных накладок в логике пусть и условной, но режиссуры, оказалось немало.

Хибла Герзмава в главной партии превзошла саму себя. На первый взгляд, Герзмава и Тоска – двойники по темпераменту, но вообще несовместимы с точки зрения вокальной техники. Голос у певицы легкий и лирический, никакое многолетнее «впевание» крепкого репертуара ее в драмсопрано не превратило. Но, обладая умом и стилистической грамотностью, она нашла для себя «ключ» к Тоске: свободно звучала в верхнем регистре, ничуть при этом не форсируя, старалась по-новому для себя озвучивать тихую динамику.

Надо отдать должное, Хибла Герзмава подошла к партии Тоски уже в статусе большой артистки, давно заслужив право на то, чтобы мы не сравнивали ее с эталонными исполнительницами этой партии и не экзаменовали. Лет двадцать назад контекст был бы иным. Но сегодня она предложила своей публике свою Тоску – лишенную позерства и всего наносного, отчаянную, страстную, любящую и способную ради своей любви абсолютно на все. Безусловно, ее прочтение очень индивидуально.

Интересно, что затруднительно отдельно от Тоски-Герзмавы говорить о Каварадосси и Скарпиа. Михаил Пирогов и Алексей Зеленков, обладая подходящими для своих партий голосами, полноценно раскрывались именно в диалогах с главной героиней, в эмоциональной связи с ней. Но это не умаляет их достоинств, продемонстрированных в сольных номерах, –наоборот, достигнутый ансамблевый эффект сегодня на вес золота.

Второстепенные, но вместе с тем драматургически важные роли взяли на себя артисты Молодежной оперной программы Большого театра под руководством Дмитрия Вдовина: Алексей Кулагин (Анджелотти, Шарроне, Тюремщик), Георгий Екимов (Ризничий), Алексей Курсанов (Сполетта). Новое поколение нашей молодежки вселяет надежду на светлое будущее – у них потрясающие голоса, они с азартом развиваются по всем профессиональным параметрам. Всего лишь одним днем раньше перед «Тоской» эти молодые певцы также в честь Маквалы Касрашвили, которая  преподает в программе, исполнили сцены из «Волшебной флейты» Моцарта – так стилистически грамотно сейчас не поют ни в одном московском театре.

«Ложка дегтя» в праздничной «Тоске» – дирижер Михаил Татарников, экстренно заменивший итальянца Джанлуку Марчано. Даже такой гибкий и профессиональный коллектив, как БСО имени П.И.Чайковского, он дестабилизировал «кричащей» и бравурной подачей. Неважно, что звучит преимущественно плотная оркестровка – динамическую палитру Пуччини не отменял и предлагал гениально использовать. После абсолютного фиаско Татарникова прошлым летом на гала-концерте Конкурса Елены Образцовой очередная неудача вновь дает нам повод задуматься.

В графике Хиблы Герзмава на следующий сезон запланировано пятнадцать выступлений в партии Тоска на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Будем надеяться, что они успешно состоятся.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати