Зарождение новой жизни События

Зарождение новой жизни

В Концертном зале имени Чайковского с «серенадной» программой выступил Московский камерный оркестр Musica Viva

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как Александр Рудин музицирует со своим оркестром, совмещая функции дирижера и солиста. «Быть в музыке» – определяющее качество музыкантов оркестра Musica Viva, и это совсем не искусственный эффект. На скрипачку Елену Корженевич, например, смотришь с восторгом, потому что она и все остальные полностью вовлечены в процесс и получают истинное удовольствие.

Экстравертный подход к ансамблевому музицированию ценен сам по себе, именно ради подобного опыта мы и ходим на концерты рудинского оркестра. Помнится, несколько лет назад музыканты играли программу под названием «Кондитерская “Musica viva”». Здесь вся суть: меломанам они предлагают изысканный репертуар, редко исполняемые сочинения или современную музыку, соответствующую высокому уровню их собственного вкуса.

Новая концертная программа оркестра, представленная в Московской филармонии, получилась чрезвычайно концептуальной. Концерт посвятили одному жанру – серенаде. Разумеется, не «Маленькой ночной» или шубертовской. Серенаду показали как музыкально-историческую глыбу: преломление ее инструментальной судьбы от барочной эпохи к двадцатому веку.

 Серенада за многовековую историю со всем объемом своих модификаций не уходила на периферию светской культуры, оставалась востребованной.  «Нигде невозможно в наилучшем виде услышать серенады, как на воде при тихой погоде, – писал немецкий барочный композитор Иоганн Маттезон, – только там могут использоваться во всей полноте своих сил инструменты, которые в помещении весьма преувеличенно громко звучали бы, в том числе трубы, литавры, валторны». Оркестр Musica Viva и акустика Концертного зала имени Чайковского слова Маттезона «опровергли» – серенады звучали с изумительным балансом и всеми нюансами, которые только можно пожелать для нашего слуха. А как иначе, если, например, в «Ночной» серенаде №6 Моцарта на литаврах сыграл сам Александр Рудин?

«Ночная», сочиненная Моцартом в 1776 году, построена на взаимодействии двух музыкальных «констант» – камерного оркестра с литаврами и струнного квартета (Елена Корженевич, Татьяна Федякова, Леонид Казаков, Николай Горшков). Некоторые исследователи считают, что композитор задумал перемещения музыкантов по сцене во время исполнения некоторых эпизодов трехчастной серенады, но артисты Musica Viva отказались от «театрализации», которая все же смотрелась бы излишней, принципиальности по этому моменту в музыке явно нет. Зато музыканты выгодно и качественным  звуком подчеркнули все «диалоги» в партитуре, тематическое развитие.

«Мостик» от Моцарта перекинули сразу к Дворжаку в романтическую эпоху. Если какую-то музыку и можно без преувеличений назвать вдохновенной, это будет Серенада Дворжака, написанная композитором в счастливый жизненный период творческих побед и семейной гармонии. Особенности жанра в случае Дворжака действительно унаследованы от Моцарта. В этой серенаде при сохранении классической ясности раскрепощается мелодическое начало: музыканты не переборщили  с эмоциями, нашли идеальное соотношение четкой классики и романтической свободы.

В программе концерта немного выделился из стройного «серенадного» ряда Концерт для виолончели и струнных ля минор Карла Филиппа Эммануила Баха: или не для виолончели, композитор в традициях времени разрешил заменять ее другими инструментами. Жанровое влияние серенады здесь ощущалось однозначно, но сама музыка привлекала к себе внимание фрагментарно, в основном, когда дирижер-солист Александр Рудин искусно играл каденции.

Кульминация вечера – Серенада для струнного оркестра современного композитора Валентина Сильвестрова. Драматургия одночастного сочинения, созданного еще в 1978 году, основана на постепенном «зарождении» простой, но притягательно лирической темы. Она «собирается» из хаоса, преодолевая буквально физически ощутимое и трагическое напряжение, которое некоторые слушатели в этот вечер не выдерживали: жаль, поскольку терпение и ожидание в наше время – основа жизни. Большинство, дождавшееся выращенную в недрах авангарда тональную тему, было вознаграждено желанием продолжать жить и верить в лучшее.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады