Завершается седьмой сезон проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым»

25.06.2024
Завершается седьмой сезон проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым»

30 июня ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко завершает седьмой сезон проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» юбилейным концертом — число исполненных кантат достигнет 100, а значит будет исполнена половина из двух сотен церковных кантат Баха. Кроме того, будет представлен новый орган-позитив, созданный специально для проекта.

Беспрецедентный по масштабу и духовно-просветительскому значению цикл стартовал в московском Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла в 2017-м, в год празднования 500-летия Реформации. Его авторами и идеологами выступили дирижер Олег Романенко и известный музыковед, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Ансамбль Collegium Musicum предпринимает редкий даже для западной практики эксперимент — его цель исполнить все духовные кантаты Баха на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями, которые помогают понять механизмы веры и творчества композитора, а также значение этой музыки для современного мира. В списке исполненных уже 98 кантат, а также ряд крупных духовных сочинений Баха, в том числе первая редакция «Страстей по Иоанну», представленная этой весной в честь 300-летия премьеры. В ансамбле играют ведущие российские барочные музыканты, в том числе скрипач Сергей Фильченко, гобоист Филипп Нодель, виолончелист Александр Гулин, трубач Леонид Гурьев; в концертах проекта растет новое поколение барочных исполнителей. Певцы, которые составляют постоянный квартет солистов, — Мила Фраёнова, Анастасия Бондарева, Михаил Нор, Владимир Красов —очень востребованы на большой академической сцене в барочном репертуаре. Органист Даниэль Сальвадор, постоянный участник цикла, создает свой музыкальный сюжет с помощью хоральных обработок — баховских и собственного сочинения.

Для кантатных вечеров был найден особый формат, который объединяет исполнение кантат со словом и звучанием органа. «Ни Бах, ни его современники не мыслили кантаты в отрыве от проповеди пастора, изложения веры в лютеранских песнях и риторики церковного органа. Придуманная нами форма духовного концерта — нигде такой больше нет — возрождает эту цельность смыслов сегодня», — говорит Роман Насонов.

Специально для проекта Фонд приобрел натуральную трубу в Италии, кулисную трубу в Нидерландах, а орган-позитив построил в Санкт-Петербурге мастер Павел Чилин. Кантаты исполняются по современной научной редакции издания Carus Verlag, а некоторые опусы требуют от исполнителей серьезной текстологической работы. Аудитория проекта за прошедшие годы не просто выросла; благодаря регулярным трансляциям на YouTube она стала всемирной.

«Начав этот цикл в 2017 я не понимал точно когда смогу завершить и смогу ли вообще, так как это нагрузка, в том числе финансовая, колоссальная. Но с помощью Божьей за семь сезонов добрались до “экватора”, — говорит руководитель ансамбля Олег Романенко. — Кантаты Баха для меня не просто великая музыка непревзойденного гения, и даже не возможность погружаться в красоту и тонкости HIP, но прежде всего проповедь Евангелия. В кантатах я черпаю духовные силы, они ободряют и укрепляют, помогают пройти тяжелые моменты в жизни и дают надежду».

Седьмой сезон проекта назван «300 лет спустя» и посвящен первому году служения Баха в качестве кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге. 30 июня прозвучат кантаты BWV 37 «Wer da gläubet und getauft wird» («Кто будет веровать и креститься») и BWV 194 «Höchsterwünschtes Freudenfest» («Се — долгожданный, радостнейший праздник»), написанные на Вознесение и Троицын день, два больших праздника, завершающих первый год композитора в новой должности.