Завтра будет рай События

Завтра будет рай

«Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» отметил свое тридцатилетие

На сцене Свердловского академического театра музыкальной комедии отметил свой тридцатилетний юбилей «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». В праздничную программу вошли недавняя премьера театра – танцспектакль «Завтра будет рай…», абсолютно новая версия спектакля Kreis (который был поставлен четырнадцать лет назад, но в репертуар не вошел), далее – классика жанра «смирновцев» – «Избранное». Цикл миниатюр и фрагментов из спектаклей разных лет, знаковых, самых любимых зрителем. В финале бонусом – почти часовая встреча с художественным руководителем, основателем компании.

Для любого художественного образования, не только в контексте российского современного танца (который, как ни странно, все еще принято считать «молодым»), тридцать лет дата солидная. За это время пройден невероятный путь – от учебного коллектива до культовой российской труппы. Сегодня в ней тринадцать человек, и это уникальное содружество индивидуальностей, носителей неповторимого, такого узнаваемого и такого постоянно меняющегося мастерского стиля.

История «Эксцентрик-балета» и его основателя для огромной армии их поклонников и адептов (возраст которых – от подросткового до пенсионного) почти что житие, полное знаменательных событий и свидетельств неординарности их кумира. Сам Сергей, сын мамы-хореографа и папы – танцора-любителя, с детства перепробовал все существовавшие стили, в том числе «всю советскую детскую эстраду». В юности готовился в «зигфриды», получая образование в студии при Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани; затем, обучаясь в Кировском училище культуры и параллельно танцуя в профессиональном ансамбле «Вятка», – в «народники». В Хабаровске, где служил в Дальневосточном ансамбле песни и пляски, окончил Институт культуры, получив диплом балетмейстера. А далее наступили глобальные перемены во всех сферах, огромный приток новой информации, в том числе в области современного танца. Здесь Смирнов почувствовал ту необходимую свободу самовыражения, которая была ему нужна.

На кастинг в феврале 1995 года, объявленный им, тогда – преподавателем Свердловского училища культуры, пришло около пятидесяти человек. На первую репетицию – двадцать, а через месяц репетиций в труппе осталось… семеро. Именно с ними «Эксцентрик-балет» «взлетает» на вершины отечественного contemporary. Первые победы на фестивалях всех уровней, от регионального «Класса» до международного Витебского; всероссийская известность благодаря Гран-при на шоу ЦТ «Утренняя звезда»; Национальная премия «Золотая Маска» через семь (!) лет с момента появления труппы. «Масок» потом будет еще три.

В 2003 году труппа, благодаря предложению Михаила Сафронова и Кирилла Стрежнева, легендарных директора и главного режиссера, ставших символами «прекрасной эпохи» Свердловского академического театра музыкальной комедии, вошла в состав театра. «Эксцентрики» стали неотъемлемой частью таких знаковых работ театра, как «Парк советского периода», «Ночь открытых дверей», «Храни меня, любимая», «Свадьба Кречинского», «www.силиконовая дура.net», «Мертвые души» и многих других.

По словам самого Сергея Смирнова, больше всего на свете он боится впасть в «ремесло» когда спектакли делаются по лекалам, артисты (а вместе с ними и зрители) перестают испытывать состояние драйва на сцене. В высоком профессионализме труппы «ремесленности» нет: в этом убедились поклонники коллектива, раскупившие все билеты на юбилейную программу за две недели до события.

 

В очень личной постановке «Завтра будет рай» вместе с одиноким героем за стол, накрытый белоснежной скатертью, постепенно усаживаются персонажи. В белоснежных брючных парах и платьях, они прекрасные фантомы из прошлого. И есть Она, одетая как экономка, не слишком приветливая, постоянно занятая приборкой. Выглядит постаревшей, но когда-то была молода и хороша; с героем их явно что-то связывает и эти отношения весьма противоречивы. Короткие повторяющиеся движения; виртуозные соло, вырастающие из бытовых действий; партнеринг, узлом завязывающий и развязывающий тела, захватывающие ансамбли. В них – встречи, расставания, букетик невесты – той самой, прекрасной, покинутой, обиженной навсегда, мудрой и всепрощающей; манкий образ золотой рыбки – как символ все новых соблазнов; возвращение, изгнание, смирение; наивная полька на давно забытый мотивчик, которую вновь и вновь «урезают» восставшие из небытия (и вновь в него уходящие) персонажи. Как это обычно и бывает в современном танцспектакле, линейного изложения событий нет, они наплывают фрагментарно, в прихотливой сновиденной последовательности. Но в горле ком, ведь вместе с героями спектакля мы проживаем драму их не очень счастливой, но наполненной жизни…

Конечно, творческий почерк Сергея Смирнова был бы невозможен без двух его уникальных артистов – Татьяны Брызгаловой и Ашота Назаретяна. Уже признанные авторы и педагоги, когда-то пришедшие на тот самый кастинг, они до сих пор вместе со своим Мастером. А он и не скрывает, что многое и до сих пор «берет» из их психофизики, индивидуальных личностных особенностей. И что пытаясь начать с чистого листа новый спектакль, он вновь и вновь возвращается к их неповторимой образности.

В обновленном Kreis («Круг») – этой готической сказочке-страшилке для взрослых, в которой не то что «сумасшедшие рыцари и сонные принцессы» действуют, но, кажется, их останки восстают из гробов, чтобы прояснить до сих пор недовыясненное, – эта парочка тоже присутствует. Он безумный Наполеон, предводитель «бала вампиров», она зловеще-забавная старушка (как знать, может быть, сама Смерть?), незаметно подкрадывающаяся на инвалидной коляске-катафалке к без того ни живым ни мертвым рыцарям-принцессам.

С той поры, как наши танцовщики экстерном осваивали западные техники и концепты, в российском современном танце дискутируется вопрос самоидентичности. Сергей Смирнов, неравнодушный к новым веяниям, но и не увлеченный замысловатыми теориями и дискурсами, убеждающими в «исчерпании хореографии», всегда шел своим, особым путем. Что и позволило его труппе обрести «лица необщее выраженье». В лучших работах «Эксцентриков» захватывает парадоксальное столкновение подлинности переживания с остранением и иронией; авторская точность в соотнесении визуального, звукового, телесного и смыслового на сцене, потрясающая техника и самоотверженность артистов. А еще доверие и открытость зрителю.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»