Федеральная территория «Сириус» – место со славным олимпийским прошлым и перспективным культурно-образовательным настоящим – постепенно приобретает статус крупной фестивальной локации на юге России. Прошлым летом здесь впервые прошел масштабный музыкальный фестиваль, и это была впечатляющая презентация амбициозных целей «Сириуса»; в этом году фестиваль повторился, расширив круг участников с мировым именем. Планам организаторов не помешал ни удар стихии (за неделю до открытия музыкального смотра на Имеретинскую низменность обрушился сильнейший ливень), ни последовавшая за этим природным катаклизмом экстремальная жара на Черноморском побережье. Фестиваль стартовал в срок с точностью и концентрацией, свойственной олимпийским атлетам: на Медальной площади – там, где в 2014-м вручали награды чемпионам, – расположились музыканты оркестра Мариинского театра. На пультах – проверенные временем симфонические опусы (русские и западноевропейские), на дирижерском подиуме – маэстро Гергиев.
Фестивальные концерты преимущественно проходят в пространстве Парка науки и искусств, но есть ряд мероприятий, которые принимают независимые городские объекты: так, в этом году крыша спортивного клуба Crocus Fitness Сириус с панорамным видом на морской порт и набережную была преобразована в камерную «сцену» для экспериментальной музыки. Выступлений под открытым небом в афише пока немного, но лиха беда начало. Послушать бас-кларнет с электроникой, импровизации на стыке классики и джаза – и все это в непринужденной атмосфере, на фоне живописного морского пейзажа, окрашенного в рыжевато-алые краски заката, – зрелище для искушенной публики.
В недалеком будущем – в конце 2024 года – основная концертно-фестивальная активность «Сириуса» географически сдвинется в сторону Олимпийского проспекта: здесь, на улице Международной, возводится современный многофункциональный комплекс, где будет все, о чем только может мечтать избалованный столичным разнообразием ценитель прекрасного, – сцена-трансформер для симфонической музыки, оперы и драмы; камерная сцена – для солистов и ансамблей; выставочные галереи – для тех, кто отдает предпочтение визуальному искусству. Необходимые работы должны быть завершены в срок, чтобы 22 декабря 2024 года, в День федеральной территории «Сириус», на новой концертной площадке, наконец, зазвучала музыка.
Есть еще один достойный упоминания объект – павильон «Искусство» – будущая Высшая школа музыки. Солидное здание, по своему внешнему облику напоминающее римский Колизей, возводится в непосредственной близости к прибрежной полосе и соседствует с образовательным центром «Сириус». Согласно генплану на четырех этажах здания будут размещены учебные классы, репетиционные помещения, библиотека, студия звукозаписи и камерный концертный зал. Для акустических работ привлечена небезызвестная компания Nagata Acoustics, возглавляемая японским инженером Ясухисой Тойота.
А пока стройка идет своим чередом, наибольшую нагрузку берет на себя небольшой, но уютный зал «Атом». В начале августа его акустический потенциал оценил дебютант Большого летнего фестиваля – всемирно известный бас, виртуоз перевоплощения в Бориса Годунова, Аттилу, короля Филиппа и других исторических персонажей оперной литературы – Ильдар Абдразаков. Дорогого гостя приветствовал Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Образовательного фонда «Талант и успех», режиссер, менеджер в сфере культуры. Нужно отдать ему должное – благодаря его личным контактам музыкальная жизнь «Сириуса» развивается стремительно. Фрай настроен на расширение сотрудничества как с российскими, так и с иностранными исполнителями, и за плодами своей деятельности с удовлетворением следит с первого ряда.
Своим лидерабендом в «Атоме» Ильдар Абдразаков в очередной раз внес вклад в распространившееся далеко за пределы России празднование 150-летия двух гениев – Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. Друзья на протяжении четырех десятилетий, разные по характеру, происхождению, воспитанию и образованию, Рахманинов и Шаляпин творчески и личностно обогащали и дополняли друг друга. Программа, с которой Ильдар Абдразаков вышел к публике «Сириуса», можно было назвать парным музыкальным портретом – полупарадным, не лишенным шаржированных деталей и оттого выглядевшим более реалистично и убедительно.
В первом отделении концерта – только вокальная лирика Рахманинова. В своем выборе романсов Абдразаков стремился – насколько это возможно в формате камерного выступления – очертить круг тем и образных сфер, к которым композитор обращался в своих сочинениях для голоса в разные периоды творчества (преимущественно в ранние годы). Из миниатюрных высказываний и коротких музыкальных зарисовок складывается интимный мир переживаний и настроений Рахманинова. Светло-созерцательное, восторженное, целомудренное умиротворение пейзажных романсов («Весенние воды», «Здесь хорошо») и чувственность элегий («Она, как полдень, хороша») сменяет мечтательная задумчивость и глубокая ностальгия («Сон», «В молчаньи ночи тайной»), но и это состояние проходящее – оно уступает место пышно-декоративному ораторскому пафосу и торжественности официального приветствия («Письмо К. С. Станиславскому», к юбилею Художественного театра), а его теплый, чуть шутливый тон возвращается во сто крат умноженным в ироничном любовном послании («Икалось ли тебе»).
Драматической вершиной первого отделения стал романс «Не пой, красавица, при мне», что не удивительно, так как оба исполнителя – сам Абдразаков и его аккомпаниатор Мзия Бахтуридзе (фортепиано) – принадлежат к восточному миру, и ориентальные мотивы этого сочинения, равно как и внутренний драматизм стихотворения Пушкина, запаяны в их ДНК. В завершении первой части концерта Абдразаковым была исполнена каватина Алеко «Весь табор спит» – образец лирико-драматического оперного монолога. Оставшись наедине с собой, герой погружается в тягостные думы. Эта исповедь измученной души, исполненной горечью ревнивых подозрений, стала своеобразным мостиком ко второму отделению – песням и ариям из репертуара Федора Шаляпина. В отличие от своего легендарного предшественника, который, по сохранившимся воспоминаниям, в каватине Алеко пользовался средствами, близкими к «сухому» речитативу, Абдразаков трактует этот эмоционально-психологический эпизод по-своему, с особым вниманием к мелодической линии.
Второе отделение выявило немало связей с первым. Восточные интонации вернулись, но уже в творчестве Антона Рубинштейна – из его раннего цикла на тексты азербайджанского поэта Мирзы Шафи прозвучала самая яркая песня – «Клубится волною кипучею Кур» (Шаляпин был блестящим ее исполнителем, и именно в его варианте песня получила невероятную популярность в Вене). Комический эффект от романса-шутки на измененные стихи Вяземского усилила «Песня пьяных» Хренникова к пьесе Шекспира «Много шума из ничего», и нужно отдать должное Абдразакову – благодаря многогранности актерского таланта и беспрецедентной для оперного певца самоиронии подобные выходы получаются у него бесподобно. Чувство юмора помогает ему поворачивать в свою сторону даже такие легкие казусы, как рассинхрон с Бахтуридзе во вступлении к «Попутной песне» Глинки – скороговорке в итальянском стиле parlando о временах «железнодорожной горячки». Буффонные герои – контрастная и не менее привлекательная, чем драматическая, сторона сценического репертуара Абдразакова – несколько лет назад в Зальцбурге он произвел фурор, появившись в роли Мустафы-бея в «Итальянке в Алжире» Россини. Публике «Сириуса» он подарил на бис карикатурную арию Дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» – в тот вечер это было единственное сочинение на иностранном языке.
Фестиваль продолжила инструментальная программа из сочинений Чайковского, составленная Юрием Башметом и представленная камерным оркестром «Солисты Москвы» вместе с юными талантами. Концертную часть предваряла творческая встреча с прославленным музыкантом в зале «Зима», функцию модератора взял на себя Ханс-Йоахим Фрай. Юрий Абрамович без суеты доставал из омута памяти интересные факты своей биографии, а слушателям с первых рядов посчастливилось даже задать мэтру несколько каверзных вопросов и получить на них развернутый ответ.
Многолетняя образовательная деятельность, направленная на выявление и поддержку одаренных детей в регионах, взращивание новой музыкальной элиты, – та точка пересечения, в которой сходятся цели и задачи проектов Башмета и «Сириуса». В рядах Всероссийского юношеского симфонического оркестра растут и крепнут будущие профессионалы. С ними, нынешними воспитанниками музыкальных школ и училищ, знаменитый альтист обращается как с квалифицированными коллегами, задавая им планку исполнительского искусства и приучая к культуре творческого взаимодействия. В первом отделении концерта в «Атоме» Башмет вывел на сцену трех своих подопечных. Надежный тыл обеспечивали «Солисты Москвы». Первыми шли духовики.
Флейтистка Серафима Федорова, уроженка Тольятти, была принята в состав Юношеского оркестра в 2017 году, на тот момент она уже имела статус лауреата различных конкурсов. За ее плечами – выступления в качестве солистки с коллективами Тольяттинской и Самарской филармоний, участие в мастер-классах иностранных педагогов, в том числе уроки игры на барочной флейте у венгерского виртуоза Бенедека Чалога. Из родного города Серафима перебралась в Москву и поступила в Гнесинку в класс Ольги Ивушейковой. В «Сириусе», при поддержке Башмета и «Солистов Москвы», она исполнила арию Ленского из «Евгения Онегина» в переложении для флейты с оркестром. В репертуаре флейтистки эта пьеса уже не первый год, так что ей не составило труда продемонстрировать проникновенную кантилену одного из самых глубоких по музыке эпизодов в опере Чайковского.
Егор Булгаков, чрезвычайно скромный юноша, – представитель пятого поколения музыкальной династии; его отец – валторнист БСО имени П. И. Чайковского Алексей Булгаков. Егор пошел по стопам родителя – поступил в школу Гнесиных (курс Андрея Кузнецова) и выбрал тот же инструмент. В 2021 году юного исполнителя впервые пригласили на фестиваль «Возвращение» в Москве. В проектах Башмета он, как и Серафима Федорова, не новичок. В «Сириусе» Егор уверенно и с чувством исполнил Andante cantabile из Струнного квартета №1 Чайковского в транскрипции для валторны.
Елена Шмелева: В «Сириусе» мы формируем широкий взгляд на мир
Смотр новых имен завершила Валерия Абрамова, скрипачка из Барнаула с солидным послужным списком и наградами международных конкурсов. Студентка Московской консерватории (класс Эдуарда Грача) уже достаточно опытная, чтобы, к примеру, заменить Сергея Догадина в ре-мажорном Концерте Чайковского. Солисткой Юношеского оркестра стала в 2016 году. В двух пьесах – «Вальсе-скерцо» и «Мелодии», представленных на суд публики «Сириуса», скрипачка была эффектно технична в стремительных пассажах и артистична в интерпретации.
Экскурс в музыкальный мир Петра Ильича завершился исполнением Серенады для струнных. Юрий Башмет добился от коллектива красивой динамичной игры, заслужившей продолжительные аплодисменты публики. В теплом черноморском климате сердца тают быстрее и загораются от искры.