Зеленый шум Сургута События

Зеленый шум Сургута

В городе на 60-й параллели проходит фестиваль Екатерины Мечетиной

Известная российская пианистка патронирует фестиваль в столице нефтяной промышленности Сибири с 2013 года. Именно тогда к ней обратился директор Сургутской филармонии Яков Черняк с предложением стать президентом, курировать программу и быть гением этого места. Екатерину здесь действительно обожают: она играет сама – соло, с местным симфоническим оркестром, в камерных ансамблях, с хорами. А также ведет и комментирует программы во всех концертах, осуществляя просветительскую миссию. Делает это интересно, с шармом и собственным отношением к звучащей музыке. Даже жаль, что в этом амплуа она пока не так известна своим московским поклонникам: пожалуй, уже ради этого стоило поехать в Сургут и стать соучастником фестивальных событий.

К юбилею Рахманинова Екатерина Мечетина составила необычную программу: прелюдии в первом отделении и рахманиновские транскрипции – во втором, показав Рахманинова как композитора и пианиста, с огромным успехом игравшего классику – Баха, Шуберта, Мусоргского…

В прелюдиях композиторская мысль балансирует между двумя полюсами – образами бури, драматических всплесков и тончайшей лирикой. Посередине – мистические, загадочные картины, мрачные и торжественные. О своем восприятии музыки пианистка делилась со сцены, тактично предлагая ассоциации, как нить Ариадны в безграничном море интерпретаций. Уже с первых нот было ясно, насколько Рахманинов – «ее композитор», действительно «добрый друг», с которым у Екатерины полное взаимопонимание. Особенно – в негромких, нежных прелюдиях, где она заставляла вслушиваться в каждый изгиб мелодии, почти «гипнотизируя» публику красотой музыки. Технические моменты получались словно сами собой, подчиняясь содержанию, чувствам, вложенным автором.

Вторая часть программы поставила иные задачи, ведь в транскрипциях Рахманинов вел диалог с композиторами разных эпох. И это точно уловила Мечетина: в частях из Партиты ми мажор Баха рояль звучал с «клавесинной» звонкостью и ясной артикуляцией, а Скерцо Мендельсона из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» было «раскрашено» уже романтическими красками – ажурными кружащимися фигурациями, «рисующими» суматоху и неразбериху шекспировского сюжета. Залихватский «Гопак» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, вихревой «Полет шмеля» Римского-Корсакова – тут уж виртуозная сторона пианизма солистки вызвала восхищение и аплодисменты публики. И это понятно, ведь Рахманинов создавал многие из этих транскрипций как бисы, чтобы удивлять и поражать публику. И Екатерине Мечетиной удалось это в полной мере. Контраст жанровым номерам составили пейзажные зарисовки авторских переложений романсов «Сирень», «Маргаритки» и погружающая в нирвану «Колыбельная» Чайковского. Неслучайно современник Рахманинова Игорь Стравинский цитировал этот романс в своем балете «Поцелуй феи», создавая ностальгический образ «страны без времени и пространства». Но завершился концерт вполне оптимистично – бравурными транскрипциями двух знаменитых скрипичных пьес Крейслера. «Муки любви» и «Радость любви» у Рахманинова – про наслаждение жизнью, повод продемонстрировать безграничное владение фортепиано и при этом остаться изысканно-поэтичным, как того требует утонченная культура салонов высшего света.

Екатерина Мечетина: Наскоком собрать роллс-ройс в области фортепиано не получится

В зале было много молодежи, юных музыкантов из местных музыкальных школ, колледжа, которые в этот вечер получили впечатляющий урок пианистического мастерства и артистизма от Екатерины Мечетиной, показавшей, к чему стоит стремиться. Именно такой тип артиста – в совершенстве владеющего своей профессией, открытого публике, понимающего важность имиджа, обладающего не только внутренней, но и внешней красотой, – хороший пример для подражания.

«Зеленый шум» позиционируется как молодежный фестиваль. Поэтому в его программе есть ряд событий, связанных с темой наставничества («Мастерская музыкальной журналистики»), связи поколений (концерт, посвященный 30-летию программы «Новые имена Сургута», в котором принял участие Симфонический оркестр Сургутской филармонии под управлением главного дирижера Станислава Дятлова). Стало традицией приглашать студенческие хоры: сюда приезжал Камерный хор Московской консерватории, а в этот раз в афише – Altro coro, коллектив РАМ имени Гнесиных. Кроме классики гнесинцы вместе с Екатериной Мечетиной исполняют новинки отечественных композиторов – Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова и Ефрема Подгайца. Необычным вкраплением в конфигурацию хора и рояля оказывается участие домры. Сейчас направление, связанное с народными инструментами, набирает обороты и приносит интересные творческие плоды, в чем убеждает дуэтный тандем двух Екатерин – Мечетиной и Мочаловой. Они не в первый раз выступают вместе, но в Сургуте их программа звучит впервые.

Национальные корни – отдельная тема, получившая на фестивале оригинальный разворот в постановке «Путь Олоко». Как указывают организаторы, это «музыкальная сказка для всей семьи по мотивам хантыйского и мансийского эпоса». Когда-то Вагнер обращался к древнегерманским мифам и писал оперы, используя романтическую лексику. Сейчас иное время, и закономерно, что композитор Ольга Егорова обратилась к стилистике мюзикла – более понятной и демократичной.

«Радовать и удивлять» – этот девиз, существующий с момента рождения фестиваля, не просто красивые слова. Программа, которую делают Екатерина Мечетина и Яков Черняк, каждый раз охватывает главные тренды сезона, и сургутская публика получает возможность быть на прямой линии с его хедлайнерами. И понятно, почему выбрана в качестве названия некрасовская строчка «Зеленый шум». На финише можно точно дать ответ: после долгой зимы душа требует обновления, энергии, свежих эмоций – все это дает Сургуту фестиваль.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»