Зеркало Снежной королевы, или Как сказку сделать былью События

Зеркало Снежной королевы, или Как сказку сделать былью

25 июля, вопреки всем пессимистическим опасениям, открылся 109-й Байройтский фестиваль

Фестиваль открылся очередной премьерой, ярким, можно сказать, социально и культурно значимым дебютом и нарушением из-за COVID-19 почти всех, казавшихся незыблемыми, «бытовых» традиций мероприятия со 145-летней историей.

Пир [духа] во время чумы [XXI века]

Летопись Байройтских фестивалей надолго прерывалась лишь дважды – с 1915 по 1923 год и с 1945-го по 1950-й. Среди этих печальных для музыкального мира дат оказался и 2020 год. Но сегодня все возвращается на круги своя, правда, с рядом изменений, которые – все надеются! – останутся досадными исключениями из «старых как мир» байройтских правил.

Итак, было: красная ковровая дорожка для восхождения к Фестшпильхаусу VIP-гостей; ни одного свободного места в зрительном зале (билетов приходилось ждать порой несколько лет); в гардеробе – прокат специальных подушек для более комфортного многочасового сидения на неудобных (притча во языцех!) креслах («заслуженные вагнерианцы» приходили с собственными подушками, являвшимися чуть ли не ритуальным амулетом).

Стало: никакой ковровой дорожки, несмотря на приезд Ангелы Меркель, последний раз посетившей Байройтский фестиваль в должности федерального канцлера; полупустой зал и рассадка зрителей в шахматном порядке (скрупулезные немцы подсчитали, что разрешено занимать только 911 мест из 1974-х). Гардероб безнадежно закрыт (как и туалеты внутри театра – простите за такую неромантическую подробность); при этом свои подушки зрителям приносить строго запрещено. Также запрещено оставаться в помещении Фестшпильхауса во время антрактов: «Все в сад, господа! – А если дождь? – Все равно в сад!» Да, и, конечно же, у каждого зрителя должна быть «неснимаемая» маска FFP2! А еще одноразовый браслет на руку – своеобразный «законный» пропуск в зал, словно в турецкий отель по системе all inclusive, – выдаваемый в специальных регистрационных центрах по предъявлении удостоверения личности и входного билета, а также отрицательного ПЦР-теста, который можно сдать тут же, в парке, не менее чем за час до начала спектакля. С точки зрения организации – все сложно, но по-немецки упорядоченно.

Ковидные ограничения коснулись в этом году даже самих постановок! Хор Фестшпильхауса под руководством Эберхарда Фридриха – настоящая легенда, один из лучших оперных хоров мира. Традиционно коллектив заслуженно удостаивался искренних оваций от взыскательной публики. В таких музыкальных драмах Вагнера, как «Летучий голландец» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (эта опера также присутствует в программе нынешнего фестиваля в шикарной постановке Барри Коски), роль хора не менее важна, чем роли солистов. Увы, по нынешним санитарным требованиям 144 человека (именно столько певцов в хоровом коллективе Фестшпильхауса) не могут одновременно присутствовать на сцене. Поэтому их задачи разделились. Так, в «Летучем голландце» половина состава задействована в мимансе: хористы играют на сцене, но только делают вид, что поют, – этакое «выступление под фанеру». А вот другая половина, действительно поющая, но невидимая для зрителей, находится в то же время в репетиционном зале за сценой, и звук доносится оттуда. Такая расстановка сил, конечно же, доставила дополнительные трудности не только чисто акустического, но и постановочно-организационного характера. Поэтому некоторые шероховатости на премьере «Голландца», учитывая все эти обстоятельства, можно объективно понять и простить.

Ведь главное – фестиваль все-таки состоялся! И, несмотря на отсутствие большинства иностранных журналистов, своего международного статуса никак не утратил. А его проведение в «живом» формате есть доказательство того, что полноценная музыкальная жизнь продолжается. И это не может не вдохновлять!

У Байройта женское лицо

Собственно, вдохновляться было от чего. В Байройте-2021 главная роль явно отдана женщинам. Хотя харизматичным матриархатом здесь никого не удивить, начиная с «царствования» вдовы Вагнера Козимы и заканчивая революционной деятельностью нынешней главы фестиваля Катарины Вагнер, правнучки композитора.

Да и сам Вагнер всегда превозносил Женщину. Сента, Елизавета, Изольда, Брунгильда… Имя им – Любовь и Сострадание! Все они – олицетворения искупительной жертвы во имя высших идеалов. Но о «высших идеалах» чуть позже.

Пока обратим пристальное внимание на еще одно нарушение традиций – на этот раз весьма многообещающее и позитивное. Назовем его «яркий дебют»: впервые за дирижерский пульт «мистической бездны», как сам Вагнер называл оркестровую яму Фестшпильхауса, встала женщина – уроженка Украины Оксана Лынив. Она большой мастер и настоящий вагнеровский дирижер, без всяких скидок на «гендерный вопрос». В 2017 году Лынив с блеском принимала участие в Бетховенском фестивале в Бонне с созданным ею Молодежным оркестром Украины; в том же году стала первой женщиной, получившей должность генерального музикдиректора в Граце. А еще она являлась ассистентом Кирилла Петренко в Баварской государственной опере (Мюнхен). В свое время дирижерская трактовка Петренко «Кольца нибелунга» в Байройте была признана одной из лучших. Ныне эту эстафету – с «Летучим голландцем» – принимает Лынив, демонстрируя великолепное владение оркестром, твердый и энергичный дирижерский почерк. Лынив скрупулезно изучала авторскую партитуру первой редакции «Голландца», и глубина проработки материала чувствуется. Чувствуется даже в том, насколько легко, словно опытный лоцман, проходит она все «подводные камни» (в «Голландце» есть опасность скатиться в излишнюю экзальтацию или, наоборот, облегченную «шлягерность»), держа высокий градус напряжения и не изменяя строгому музыкальному вкусу ни на йоту. Она органично вписалась в байройтскую «фестивальную семью», никому ничего не доказывая, а просто честно делая свое дело. Отдельно отметим, насколько достойно она выходит из нынешней непростой ситуации с хором, максимально возможно удерживая ансамбль. В интервью музыкальному обозревателю Deutsche Welle* (Deutsche Welle решением уполномоченного органа РФ признан иностранным агентом и включен в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента) Анастасии Буцко Лынив не без гордости говорила: «Рихард Вагнер изображал своих героинь-женщин сильными и чрезвычайно эмансипированными. Вот почему, я думаю, он был бы горд тем, что почти через 140 лет после его смерти первая женщина-дирижер оживляет его чудесную музыку».

Асмик Григорян – Санта

Второй звездой фестиваля – настоящей звездой, и это позволяет выделять ее особо – стала изумительная литовская певица Асмик Григорян. Порой казалось, что партию Сенты Вагнер написал специально для нее! Григорян заставила не только восхищаться великолепным безупречным вокалом, но сумела влюбить публику в свою героиню, несмотря на неоднозначную режиссерскую трактовку: подкупали и брали за душу подростковая угловатость и наигранная развязность, временами трогательная растерянность и беспомощность ее Сенты. Отчаянно хотелось просто обнять ее, погладить по голове и пообещать, что, мол, все будет хорошо! Притом что «хорошо» ни разу не будет!

Скандал в благородном семействе, или Живой спектакль с мертвой душой

Мы переходим к главному «блюду» Байройта-2021. Как писал Уильям Сомерсет Моэм в «Бремени страстей человеческих»: «За красивой внешностью гнездился разврат; добродетель служила маской для тайных пороков». К постановке «Летучего голландца» Дмитрия Чернякова эти слова могли бы служить эпиграфом.

При первых звуках увертюры на сцене разворачивается своеобразный приквел к дальнейшему действу. Молодая, самозабвенно влюбленная женщина отвергнута всеми – и своим любовником, и добропорядочным обществом. Не вынеся позора, она весьма натуралистично кончает с собой, повесившись на глазах своего малолетнего сына. Вы думаете, что речь идет об экранизации очередного романа Ю Несбё, не иначе? Тем более что окружающий урбанистический пейзаж (сценография также Дмитрия Чернякова) напрямую соответствует духу скандинавского триллера: безликие кирпичные дома, островерхий церковный шпиль вдали, все серо и безрадостно. Да и аборигены все сплошь одеты «по погоде»: в брезентовые плащи, куртки, толстовки и резиновые сапоги – единственный прозрачный намек на то, что море близко (художник по костюмам Елена Зайцева).

В процессе развития сюжета мы понимаем, что мальчик, свидетель самоубийства матери, – это и есть будущий Голландец (Джон Лундгрен), который уже взрослым возвращается в родной город. Любовник – не кто иной, как Даланд (неизменный участник Байройтских фестивалей последних лет, обладатель редкого по красоте и силе голоса Георг Цеппенфельд), в итоге женившийся или просто сожительствующий с Мари (Марина Пруденская, недавняя блистательная исполнительница партии Вальтрауты в байройтском «Кольце», начинавшая свою карьеру в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко).

Не за искуплением явился Голландец (глагол «приплыл» в настоящем контексте неуместен: никакого корабля мы так и не увидим). Но ради мести! Мести за свою мать. И мстить он намерен всем – от греховодника Даланда до ханжей-земляков, которые пока что беззаботно пьют пиво, поют на площади (а как же, самодеятельный хор – обязательный атрибут провинциального бюргерского общества), курят… Правда, курят не все, а только Сента – особенно смачно и со вкусом. Да и сам Голландец – несколько отстраненно и с налетом маргинальности. Можно подумать, что, превращенные волей режиссера в антигероев, эти двое нарочно демонстративно бросают вызов пресловутому добропорядочному обществу с его современной борьбой за здоровый образ жизни. Кстати, о вызовах. Их как таковых и нет… У Сенты и Мари банальный конфликт отцов и детей, не более того, и что связывает ее с Голландцем, абсолютно непонятно. Любви в этом спектакле места не нашлось. Соответственно, нет логического объяснения и ревности Голландца к Эрику (Эрик Катлер).

В итоге грубого вторжения режиссера в авторский замысел рассыпалась, словно карточный домик, вся мотивация героев, а сюжетная линия безнадежно провисла. Финал соответствует принципу «если не знаешь, что делать с героем, убей его»: Голландец опускается до банального убийства, стреляя в толпу из пистолета, после чего его самого пристреливает из винтовки Мари. Начинается красочный пожар, сцену засыпает пепел как символ утраченных иллюзий (непонятно только, чьих). Сента же – вне всякого искупления – остается жива, и…

И при чем же здесь Вагнер? А совершенно ни при чем!

Очередная гримаса режиссерской оперы получилась, на первый взгляд, может, и занятной, но совершенно неубедительной и даже, при всех потугах на оригинальность, довольно банальной. Ну кто только не бичевал «красивые фасады, за которыми скрыты скелеты в шкафу»?!

Недаром Лундгрен – Голландец периодически словно впадал в транс, и создавалось впечатление, что… ему скучно, он просто-напросто не понимает и не принимает своего персонажа.

Мнения немецкой критики о главном событии фестиваля, как всегда, разделились. К примеру, вот что сказал в беседе сразу после премьеры авторитетный музыкальный критик и писатель, редактор и продюсер DW Рик Фулькер: «Больше всего меня тронула Асмик Григорян. Но и трактовка сюжета необычна и совершенно неожиданна. В детстве Голландцу пришлось пережить травму – его мать покончила с собой из-за разочарования в любви, и много лет спустя он возвращается, чтобы отомстить; в конце концов, он застрелен. Сценография вполне соответствует такому сценарию – мы видим небольшой городок, может быть, где-то на севере. И что особенно ценно, режиссура невероятно точна и уместна – как будто это сделано для кино. Оксана Лынив достойно выдержала испытание, она дирижирует качественно, что должно было быть особенно сложно, потому что хор пел где-то “за кадром”, а не привычно на сцене, перед глазами дирижера. Тем не менее музыкальная сторона спектакля на высоте. В целом я глубоко тронут. Все роли были подобраны и сыграны “на отлично”. И, повторю, моя новая большая любовь – Асмик Григорян. Я обязательно еще пересмотрю этот спектакль. Но однозначно могу сказать сразу: мне очень понравилось».

Асмик Григорян – Санта

«Я хотел рассказать историю Голландца, а не Сенты, на которой обычно акцентируется внимание», – пытался объяснить свою концепцию и сам Черняков.

Что ж, спектакль получился действительно очень кинематографичным и очень профессиональным с точки зрения технической режиссуры. В этом отношении его вполне можно сравнить (и сравнение это неизбежно) с открывавшим 101-й Байройтский фестиваль в 2012 году «Летучим голландцем» Яна Филиппа Глогера, с математически точно выверенными, порой схематичными мизансценами. Только вот вагнеровская проблематика у Глогера нисколько не страдала, а, наоборот, приобретала вечный, вневременной характер. И вот тут уже уместно вспомнить скандальную постановку «Кольца нибелунга» Франка Касторфа. Только Касторф эпатировал публику внешними эффектами (проститутками, радужными флагами и тому подобной атрибутикой). Черняков же извращает внутреннюю идею (и это значительно опаснее), лейтмотив вагнеровской философии – искупление жертвенной Любовью – показывая, что никаких романтических идеалов в современном мире нет и быть не может. А есть только чернуха (каламбур невольный, но точный).

Помните сказку Андерсена «Снежная королева»? Дьявольское зеркало, в котором «все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже», только с ним «можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!»… Так, может, хватит уже современным режиссерам выступать в роли злобного тролля – создателя зеркала? Может, перестать уже разворачивать на 180 градусов авторскую мысль и сказку якобы делать былью, низводя до бытовухи? Публика в Байройте по этому вопросу высказалась в адрес режиссера однозначно: возмущенными криками «бу!» и свистом.

Ведь, в конце концов, не так уж плох этот мир, как его рисуют режиссеры. В нем проводятся прекрасные фестивали, поют гениальные певцы, звучит великая музыка, которую слушает неравнодушная публика. А значит, и высокая миссия Байройта, каких бы режиссеров сюда не приглашали, по-прежнему выполнима!

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»