Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Шесть недель, шестнадцать концертов, несколько десятков тысяч зрителей – одни только цифры будят воображение. Не говоря уже про имена на афише Большого летнего фестиваля в «Сириусе»: симфонические оркестры Большого, Мариинского театров, Госоркестры России и Татарстана, Заслуженный коллектив Республики Санкт-Петербургской филармонии, Валерий Гергиев, Юрий Башмет…

Crescendo на федеральной территории

«За эти годы здесь сложилось настоящее филармоническое комьюнити», – говорит Денис Мацуев. Сам он уже в седьмой раз проводит в «Сириусе» свой проект Crescendo. В этом году самый «старый» фестиваль Дениса Мацуева отмечает двадцатилетие. Среди всех проектов артиста Crescendo имеет особое историческое значение, ведь он утвердил право тогдашней молодежи выступать на равных с мэтрами, быть на коротком рукопожатии с первыми лицами страны, и вообще проторил дорожку на Олимп многим ярким музыкантам. В этом году крещендовцы дали три концерта. С ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского провели гала на Медальной площади. В зале «Атом» Университета «Сириус» Мацуев с Еленой Таросян и Бориславом Струлёвым исполнили трио Рахманинова и Шостаковича, а в Большом зале зажгли джазовой программой, где перемешались популярные стандарты (типа «Каравана»), «Улетай на крыльях ветра» Бородина и любимые мелодии Грига – «Песня Сольвейг» и «В пещере горного короля». Главная особенность мацуевского джаза – это юмористический взгляд, который охотно поддерживают саксофонистка Софья Тюрина, домристка Екатерина Мочалова, контрабасист Андрей Иванов и перкуссионисты – корифей Александр Зингер и юный лауреат «Синей птицы» Тимофей Телешев.

«Мы выступаем при любой погоде, жара музыке не помеха», – оптимистично заявил Мацуев, отвечая на вопрос журналистов, как ему играется при тридцатиградусной температуре. Накануне вояжа в «Сириус» команда Мацуева была в Кисловодске: там в +35 градусов артисты, нарушив табу, вышли играть в концертных шортах. Перед пятитысячной аудиторией Медальной площади, где Мацуев в 2014 году закрывал Олимпийские игры, пришлось держать марку и выходить во фраке. Но на качестве и концепции Второго концерта Рахманинова жара никак не сказалась: тревожный набатный призыв первой части, лирические воспоминания, сменяющиеся драмой сегодняшнего дня, наконец, финальная героическая схватка, завершающаяся неизменным триумфом – все было исполнено с фирменной виртуозностью в темпах мацуиссимо и полной эмоциональной отдачей. Оказываться рядом с этим гигантом современного пианизма очень непросто, особенно молодым артистам. Но Владимир Вишневский, победитель Второго конкурса Рахманинова, похоже, не робкого десятка. У него есть не только оригинальный внешний имидж, но и свой музыкантский облик, в полной мере проявившийся в Рапсодии на тему Паганини. Ее исполнение сопровождалось аплодисментами публики, импульсивно реагировавшей на обостренные контрасты между разделами этого одночастного опуса. Так что Вишневскому приходилось выжидать, пока зрительские страсти улягутся – таковы реалии open air, собирающего массовую аудиторию, далекую от классической музыки. Зато короткие форматы – арии Земфиры и Русалки в исполнении сопрано Валентины Феденёвой, арии Калафа в транскрипции для виолончели (Борислав Струлёв) и темпераментная Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса со скрипачкой Еленой Таросян – прошли гладко, хотя и с не меньшим энтузиазмом со стороны слушателей. Вся атмосфера летнего знойного вечера, располагающая к раскрепощенности общения, определила главную тональность гала-концерта, окончившегося фирменным бисом Госоркестра Татарстана. «Стан Тамерлана» Александра Чайковского казанцы давно уже играют без дирижера. Александр Сладковский демонстративно удалился за кулисы, чтобы вывести на финальный аккорд участников и дружно крикнуть: «Алга!», что по-татарски означает «Вперед!».

Стальные мускулы и трепетная душа

Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинского театра в своих программах сделали акцент на творчестве Чайковского и Прокофьева, разбавив фрагментами из опер Глинки, Рахманинова и Римского-Корсакова. Центральным событием стал Второй скрипичный концерт Прокофьева с Павлом Милюковым – сейчас этот скрипач вошел в пору зрелости, когда его исключительное техническое мастерство воспринимается как средство для воплощения больших музыкантских идей. Замечательный звук его скрипки (кстати, работы современного мастера Джебрана Якуба) буквально брал за душу в лирических темах, а натиск и волевой порыв в игре артиста в конфликтных эпизодах заставлял вспомнить метафору о «стальных мускулах», которые требует фактура этого композитора.

 

Портрет Прокофьева дополнили Сюита из «Ромео и Джульетты» и Седьмая симфония. Как только отзвучал финальный бис – Вальс из «Щелкунчика», по соседству в Олимпийском парке включились поющие фонтаны. Зрители, не успев до конца осмыслить встречу с великой классикой, сразу же попали под манящие мелодии Луи Армстронга и завораживающее световое шоу, синхронизированное со вздымающимися водяными струями. Эти впечатления туристы Краснодарского края увезут с собой, чтобы следующим летом вернуться сюда вновь – не только за солнцем, морем, но и за культурным досугом. Об этом уже сейчас свидетельствует статистика и соцопросы: Большой летний фестиваль в «Сириусе» стал одним из факторов при выборе места, где красиво провести отпуск.

 

А голос так сладко звучал

Меломаны, ценители качественного вокала – особая каста посетителей концертов в «Сириусе». Они разбираются в тонкостях интерпретаций, следят за карьерой любимых артистов. Такие фанаты обнаружились на фестивале у Елены Стихиной – солистки Мариинского театра, поющей в Ла Скала, Амстердамской опере, принимавшей участие в Зальцбургском фестивале… После выступления у нее прямо на сцене просили подписать программки, не отпуская за кулисы. В этот вечер, по замыслу артистов и с благословения художественного руководителя культурного центра «Сириус» и фестивальных программ Ханса-Йоахима Фрая, звучали опусы Вагнера и Чайковского. Стихина, специализирующаяся на позднеромантическом немецком репертуаре, подчеркнула в Пяти песнях на стихи Матильды Везендонк и Сцене смерти Изольды черную меланхолию и суггестию. То, что эта музыка звучала в сопровождении рояля, позволило певице держаться в амплитуде тихих нюансов, быть лиричной, избегая даже намека на силовую манеру, свойственную современным вагнеровским певцам. Иван Рудин, худрук и главный дирижер МГСО, аккомпанировал за фортепиано с исключительной деликатностью и чуткостью, стремясь подстроиться тембрально под особенные краски голоса Стихиной. «Он потрясающий пианист, такой думающий, слушающий, с ним очень комфортно играть», – поделилась впечатлениями певица. Это ее дебют с Иваном Рудиным-пианистом, и содружество оказалось удачным.

Столь же тонким был ансамбль и во второй части программы, где после романсов Чайковского была представлена знаменитая Сцена письма Татьяны из «Евгения Онегина». Елена Стихина не отступила от избранной стилистики и приверженности кантилене, так что ее Татьяна вышла не столько простой русской девушкой, сколько героиней тех самых «чувствительных» романов Ричардсона и Руссо – утонченных и немного сентиментальных. Зато ее сдержанность оказалась идеальной для ранней песни Morgen Рихарда Штрауса, которой музыканты закольцевали вечер. В линейке вокальных программ Большого летнего фестиваля также значатся Ольга Перетятько, Динара Алиева и гость из Италии Витторио Григоло – имена, украшающие лучшие площадки мира.

Тест на акустику

В дни фестиваля музыканты активно тестировали залы в строящемся Концертном комплексе «Сириуса». Главный архитектор федеральной территории «Сириус» Андрей Литвинов придумал дизайн фасада, воспроизводящий горный рельеф. В цветовом решении – снаружи и внутри – доминируют темно-синий, коричневый, золотистый. В разработке акустической концепции главного зала принимала участие компания Nagata Acoustics под руководством Ясухисы Тойоты. Внутри уже готов огромный холл около 1700 метров, облицованный черным с белыми прожилками мрамором; в фойе черные колонны сделаны в форме ножек рояля, а у входа одна из металлических стел имеет декоративный дизайн в виде органных труб.

Сердце комплекса – два концертных зала: Большой зал на 1200 мест и Малый – на 550. «Это самый большой из известных мне Малых залов», – не сдержал своего восхищения Валерий Гергиев, попросивший своих оркестрантов поучаствовать в акустическом тесте. Малый зал уже практически готов, выставлены ряды кресел, а вот в Большом зале вовсю ведутся технические работы: надо обустроить все закулисье, карманы, оркестровую яму, чтобы показывать театральные постановки. На акустических пробах мариинцы играли как сочинения Чайковского и Прокофьева, так и Равеля («Павану на смерть инфанты») с Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна»), чтобы прочувствовать, как звучат соло духовых, арфы и вся нежная акварель французских импрессионистов. «Залы бывают великолепные, бывают просто хорошие, бывают не очень хорошие или просто плохие. От того, что они старинные или современные, ничего не меняется. Поэтому здесь Большой зал поразил тем, что не только для оперных постановок, но и для симфонических программ акустика очень хороша», – подчеркнул Валерий Гергиев. Кстати, интересно, что стены сделаны из гипса, а пол сцены – из прессованной фанеры. Такой вот необычный выбор материалов.

Узнанные имена

Судить полноценно о звуке еще рано – предстоит еще много отделочных работ. Но дата открытия комплекса уже заявлена – первая неделя октября, а на ноябрь уже пущены в продажу билеты на оперные спектакли МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Красноярского театра оперы и балета и Мариинки. Все это преследует, по словам Елены Шмелевой, председателя Совета федеральной территории «Сириус» и руководителя фонда «Талант и успех», главную цель: «Мы создали высочайшего уровня зал, мы создали такого же высочайшего уровня музыкальную школу, и все это вместе покажет нашим детям и нашим педагогам возможность развития уникальной карьеры и достижения уникальных исполнительских высот, пример которых мы регулярно видим в рамках фестиваля».

Различимая невооруженным глазом звезда

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории

Шел солдат с фронта События

Шел солдат с фронта

Большой театр завершил сезон оперой «Семен Котко»