Жаркие летние безумные музыкальные дни… События

Жаркие летние безумные музыкальные дни…

В столице Урала, Екатеринбурге, в середине июля с огромным успехом в пятый раз прошел один из самых необычных и интересных международных музыкальных фестивалей – ​«La Folle Journée» («Безумные дни»), собрав за три дня на своих площадках беспрецедентное для России количество любителей музыки самых разных жанров и стилей.

Идейный вдохновитель и художественный руководитель фестиваля французский продюсер Рене Мартен не скрывал своего удовольствия от очередного посещения Екатеринбурга, единственного пока города в России, где прижилась придуманная им еще в 1995 году идея «безумного» музыкального марафона. За четверть века «Безумные дни», начинавшиеся во французском Нанте, можно сказать, превратились уже в событие планетарного масштаба, захватив в свою орбиту разные континенты и сотни тысяч слушателей, часть которых впервые открыла для себя волшебный и непостижимый мир классической музыки. Формат фестиваля остается одинаков везде: небольшие, в одно отделение концерты, умеренная цена за билет и пышное разнообразие предлагаемых программ. Дабы привести стилевую пестроту к некоему единству каждый год объявляется тема, тем или иным образом связующая общую картину. Тема нынешнего года была обозначена как «Музыка странствий», превратившая марафон в музыкальное путешествие в пространстве и времени…

За пять лет своего пребывания в Екатеринбурге фестиваль «Безумные дни» почти удвоил количество проводимых в течение трех дней концертов и в полтора раза вырастил заинтересованную аудиторию. Этим летом с 12 по 14 июля на девять площадках прошло 120 событий, которые посетили свыше 35 тысяч человек, средняя заполняемость залов составила более 90 процентов а к уже привычным для фестиваля сценам (два филармонических зала, два зала ТЮЗа, Зал Маклецкого, Камерный и Учебный театры и Дом музыки) добавился еще «Дом Печати».

Александр Рудин

Приятным сюрпризом «Безумных дней – 2019» стало участие в концертах двух лауреатов прошедшего в июне этого года XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. И обладатель Гран-при пианист Александр Канторов, и бронзовый призер виолончелистка Анастасия Кобекина были приглашены к участию в «Безумных днях» задолго до того, как им удалось стать победителями сложнейшего музыкального состязания. Их выступ­ления в Екатеринбурге стали, по сути, первыми полноценными концертами уже в новом ранге, а у жителей Урала была уникальная возможность услышать уже состоявшихся звезд за символическую плату (средняя цена билетов на концерты в эти дни составляла 200 рублей).

Александр Канторов на фестивале был представлен дважды: с сольной программой и с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. Сольный концерт Канторова под названием «Река времени» прошел в расположенном неподалеку от филармонии уютном старинном Зале Маклецкого, носящем имя почетного горожанина, депутата местной думы, на чьи средства в начале XX века было построено это помещение. Драматургия выступления в целом была выстроена «от мрака к свету», и уже с первых звуков «Чаконы» С. Губайдулиной заполнившим до отказа зал слушателям стало ясно, что на сцене – настоящий артист. Сложнейшая современная пьеса была сыграна Александром практически на одном дыхании. Виртуозное владение разными типами фактуры, напоминающей местами тончайшую звукопись Равеля, умение передать самые разные эмоциональные модусы и состояния, безупречное чувство формы (чего только стоила почти что «мхатовская пауза» перед финальным повтором темы!) превратили юношеский опус Губайдулиной в настоящий захватывающий триллер. Первая фортепианная соната С. Рахманинова с ее страстями и романтическими порывами органически продолжила заданную в «Чаконе» тему противостояния человека и судьбы. Известно, что на премьере автор своей сонате предпослал заглавие «Фауст», снятое позже; в игре Александра Канторова, конечно, были слышны фаустовские порывы, но в целом его интерпретация, не по годам зрелая, больше напоминала ретроспекцию прожитой жизни, с ее вечными сомнениями и тревогами (почти что барочный зачин в первой части), светлыми лирическими моментами (фактура знаменитого романса «Сирень» во второй части) и неизбежным трагическим итогом (обыгрывание в финале знаковой для Рахманинова темы секвенции «Dies Irae»). Сыгранная же в финале Сюита из балета «Жар-птица» И. Стравинского в переложении итальянского музыканта Гвидо Агости завершила концерт в сияющем мажоре. Александр продемонстрировал настоящее симфоническое слышание фактуры, в его игре узнавались те или иные инструменты оркестра, и, как знать, возможно, музыкант когда-­нибудь решит попробовать себя и на дирижерском поприще, потенции к этому у него явно есть.

Любовь к симфоническому звучанию и умение очень органично «встраиваться» в партитуру, видимо, повлияли на выбор Александром Канторовым Второго фортепианного концерта П. И. Чайковского (впервые, за всю историю конкурса, оказавшегося на первом месте), сыгранного им и в Екатеринбурге. Лирический центр произведения, вторая часть – по сути, представляющая собой тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, требует от солиста особого умения «раствориться в оркестре», стать одним из голосов величественного «хора», воспевающего красоту и гармонию. Эта наполненная подлинной музыкальной поэзией часть стала самым запоминающимся моментом выступления французского пианиста с Уральским оркестром под управлением Лисса, прошедшего во второй день фестиваля. Концерт назывался «Мир Чайковского» и, в соответствии с темой марафона, дал возможность услышать в одном отделении два соседних опуса, созданных примерно в одно время, – «Итальянское каприччио», с подчеркнутой дирижером балетной пластикой, и уже упомянутый Второй фортепианный концерт.

Камерный концерт Анастасии Кобекиной, родившейся в Екатеринбурге и потому особенно любимой местной публикой, состоялся также в Зале Маклецкого в последний день марафона. Рядом с монументальной Второй сонатой И. Брамса, прозвучавшей очень нежно и трогательно, соседствовали три пьесы Н. Буланже (воспитавшей несколько поколений композиторов и музыкантов с мировым именем), Пампеана № 2 А. Хинастеры и Колыбельная Г. Форе. Несомненное лирическое дарование проживающей сейчас во Франции российской виолончелистки было выгодно подчеркнуто выступавшей с ней на сцене пианисткой Клер Дезер, выпускницей и преподавателем Парижской консерватории, активно сотрудничающей с плеядой первоклассных артистов.

Для своего выхода с оркестром Анастасия выбрала Виолончельный концерт Дворжака, с которым она победила на конкурсе. Аккомпанировал ей Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова, и так уж была составлена программа фестиваля, что выступления двух лауреатов совпали по времени, поэтому публика оказалась перед очень непростым выбором между Большим залом филармонии (где творил волшебство Александр) и Большим залом ТЮЗа (на сцене которого блистала Анастасия). Но, без всякого сомнения, слушатели и того, и другого концерта получили подлинное музыкальное удовольствие.

Дмитрий Лисс и Рене Мартен

Посетившего «Безумные дни» в Екатеринбурге меломана можно было сравнить с человеком, попавшим из области перманентного дефицита в пространство роскошного выбора с самыми разнообразными яствами. Необыкновенно жаркая погода, установившаяся в Екатеринбурге как раз в дни фестиваля, словно толкала слушателей в спасительную прохладу оснащенных кондиционерами залов, а там, где эти самые кондиционеры не были установлены, музыка захватывала настолько, что забывались все бытовые неудобства. За симфонические изыски отвечали главный дирижер УАФО Дмитрий Лисс, необыкновенно эффектно представивший в числе прочих редкостей Сюиту «Француз в Нью-Йорке» Д. Мийо и «Алжирскую сюиту» К. Сен-Санса, а также постоянный гость «Безумных дней» виолончелист и дирижер Александр Рудин со своим оркестром Musica Viva с целым букетом интереснейших программ. Еще один московский гость, Государственный камерный оркестр под управлением Алексея Уткина, поразил удивительно тонкой и одухотворенной манерой. Так, например, сыгранные им в последний день «Блестящий дивертисмент на тему оперы Беллини “Сомнамбула”» М. Глинки (солист Андрей Ярошинский в стиле «жемчужного пианизма» показывал буквально «чудеса на виражах») и сюита из балета Ж.-Б. Люлли «Мещанин во дворянстве» стали настоящими образами музыкального счастья.

Поклонники хорового искусства наслаждались на фестивале средиземноморскими напевами в исполнении приехавшего с Корсики ансамбля Tavagna, обработками казачьих, балканских, еврейских и советских песен в интерпретации легендарного пермского хора «Млада», хоровыми фресками из опер русских композиторов, представленными Симфоническим хором филармонии под управлением Андрея Петренко, фольклорными мотивами в программе местного муниципального коллектива «Доместик». Знатоки камерной музыки с увлечением внимали игре струнных квартетов Hermès и Modigliani. Любители «седой старины» аплодировали ансамблю Canticum Novum с программой «Шелковый путь». Ценители фортепиано могли посетить концерты не только Александра Канторова, но и Лукаса Генюшаса (обладателя II премии прошлого Конкурса Чайковского), Юрия Фаво рина (сыгравшего редкий цикл Ш. Кёклена «Персидские часы»), Наталии Мильштейн, японца Котаро Фукумы, французов Гаспара Деана, Мари-Анж Гучи, Клер Дезер, Анн Кеффелек… Особый блок в «Безумных днях» составили духовые и народные оркестры и ансамбли, выступавшие также на самых разных площадках. И здесь надо отметить мудрость руководителя фестиваля Рене Мартена, лишенного всякого академического снобизма. Так, он с большим удовольствием посетил концерт ансамбля «Мандолины Екатеринбурга», восхитился их игрой и тут же пригласил на свой следующий фестиваль в Нант, посвященный Бетховену, 250-летие которого будет отмечаться во всем мире. Впрочем, Рене не был бы собой, если бы заявил только монографическую программу. А значит, нет сомнения, что и летом 2020-го слушателей очередных «Безумных дней» ждут увлекательные странствия, незабываемые встречи и открытия…

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»