В столице Урала, Екатеринбурге, в середине июля с огромным успехом в пятый раз прошел один из самых необычных и интересных международных музыкальных фестивалей – «La Folle Journée» («Безумные дни»), собрав за три дня на своих площадках беспрецедентное для России количество любителей музыки самых разных жанров и стилей.
Идейный вдохновитель и художественный руководитель фестиваля французский продюсер Рене Мартен не скрывал своего удовольствия от очередного посещения Екатеринбурга, единственного пока города в России, где прижилась придуманная им еще в 1995 году идея «безумного» музыкального марафона. За четверть века «Безумные дни», начинавшиеся во французском Нанте, можно сказать, превратились уже в событие планетарного масштаба, захватив в свою орбиту разные континенты и сотни тысяч слушателей, часть которых впервые открыла для себя волшебный и непостижимый мир классической музыки. Формат фестиваля остается одинаков везде: небольшие, в одно отделение концерты, умеренная цена за билет и пышное разнообразие предлагаемых программ. Дабы привести стилевую пестроту к некоему единству каждый год объявляется тема, тем или иным образом связующая общую картину. Тема нынешнего года была обозначена как «Музыка странствий», превратившая марафон в музыкальное путешествие в пространстве и времени…
За пять лет своего пребывания в Екатеринбурге фестиваль «Безумные дни» почти удвоил количество проводимых в течение трех дней концертов и в полтора раза вырастил заинтересованную аудиторию. Этим летом с 12 по 14 июля на девять площадках прошло 120 событий, которые посетили свыше 35 тысяч человек, средняя заполняемость залов составила более 90 процентов а к уже привычным для фестиваля сценам (два филармонических зала, два зала ТЮЗа, Зал Маклецкого, Камерный и Учебный театры и Дом музыки) добавился еще «Дом Печати».
Приятным сюрпризом «Безумных дней – 2019» стало участие в концертах двух лауреатов прошедшего в июне этого года XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. И обладатель Гран-при пианист Александр Канторов, и бронзовый призер виолончелистка Анастасия Кобекина были приглашены к участию в «Безумных днях» задолго до того, как им удалось стать победителями сложнейшего музыкального состязания. Их выступления в Екатеринбурге стали, по сути, первыми полноценными концертами уже в новом ранге, а у жителей Урала была уникальная возможность услышать уже состоявшихся звезд за символическую плату (средняя цена билетов на концерты в эти дни составляла 200 рублей).
Александр Канторов на фестивале был представлен дважды: с сольной программой и с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. Сольный концерт Канторова под названием «Река времени» прошел в расположенном неподалеку от филармонии уютном старинном Зале Маклецкого, носящем имя почетного горожанина, депутата местной думы, на чьи средства в начале XX века было построено это помещение. Драматургия выступления в целом была выстроена «от мрака к свету», и уже с первых звуков «Чаконы» С. Губайдулиной заполнившим до отказа зал слушателям стало ясно, что на сцене – настоящий артист. Сложнейшая современная пьеса была сыграна Александром практически на одном дыхании. Виртуозное владение разными типами фактуры, напоминающей местами тончайшую звукопись Равеля, умение передать самые разные эмоциональные модусы и состояния, безупречное чувство формы (чего только стоила почти что «мхатовская пауза» перед финальным повтором темы!) превратили юношеский опус Губайдулиной в настоящий захватывающий триллер. Первая фортепианная соната С. Рахманинова с ее страстями и романтическими порывами органически продолжила заданную в «Чаконе» тему противостояния человека и судьбы. Известно, что на премьере автор своей сонате предпослал заглавие «Фауст», снятое позже; в игре Александра Канторова, конечно, были слышны фаустовские порывы, но в целом его интерпретация, не по годам зрелая, больше напоминала ретроспекцию прожитой жизни, с ее вечными сомнениями и тревогами (почти что барочный зачин в первой части), светлыми лирическими моментами (фактура знаменитого романса «Сирень» во второй части) и неизбежным трагическим итогом (обыгрывание в финале знаковой для Рахманинова темы секвенции «Dies Irae»). Сыгранная же в финале Сюита из балета «Жар-птица» И. Стравинского в переложении итальянского музыканта Гвидо Агости завершила концерт в сияющем мажоре. Александр продемонстрировал настоящее симфоническое слышание фактуры, в его игре узнавались те или иные инструменты оркестра, и, как знать, возможно, музыкант когда-нибудь решит попробовать себя и на дирижерском поприще, потенции к этому у него явно есть.
Любовь к симфоническому звучанию и умение очень органично «встраиваться» в партитуру, видимо, повлияли на выбор Александром Канторовым Второго фортепианного концерта П. И. Чайковского (впервые, за всю историю конкурса, оказавшегося на первом месте), сыгранного им и в Екатеринбурге. Лирический центр произведения, вторая часть – по сути, представляющая собой тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, требует от солиста особого умения «раствориться в оркестре», стать одним из голосов величественного «хора», воспевающего красоту и гармонию. Эта наполненная подлинной музыкальной поэзией часть стала самым запоминающимся моментом выступления французского пианиста с Уральским оркестром под управлением Лисса, прошедшего во второй день фестиваля. Концерт назывался «Мир Чайковского» и, в соответствии с темой марафона, дал возможность услышать в одном отделении два соседних опуса, созданных примерно в одно время, – «Итальянское каприччио», с подчеркнутой дирижером балетной пластикой, и уже упомянутый Второй фортепианный концерт.
Камерный концерт Анастасии Кобекиной, родившейся в Екатеринбурге и потому особенно любимой местной публикой, состоялся также в Зале Маклецкого в последний день марафона. Рядом с монументальной Второй сонатой И. Брамса, прозвучавшей очень нежно и трогательно, соседствовали три пьесы Н. Буланже (воспитавшей несколько поколений композиторов и музыкантов с мировым именем), Пампеана № 2 А. Хинастеры и Колыбельная Г. Форе. Несомненное лирическое дарование проживающей сейчас во Франции российской виолончелистки было выгодно подчеркнуто выступавшей с ней на сцене пианисткой Клер Дезер, выпускницей и преподавателем Парижской консерватории, активно сотрудничающей с плеядой первоклассных артистов.
Для своего выхода с оркестром Анастасия выбрала Виолончельный концерт Дворжака, с которым она победила на конкурсе. Аккомпанировал ей Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова, и так уж была составлена программа фестиваля, что выступления двух лауреатов совпали по времени, поэтому публика оказалась перед очень непростым выбором между Большим залом филармонии (где творил волшебство Александр) и Большим залом ТЮЗа (на сцене которого блистала Анастасия). Но, без всякого сомнения, слушатели и того, и другого концерта получили подлинное музыкальное удовольствие.
Посетившего «Безумные дни» в Екатеринбурге меломана можно было сравнить с человеком, попавшим из области перманентного дефицита в пространство роскошного выбора с самыми разнообразными яствами. Необыкновенно жаркая погода, установившаяся в Екатеринбурге как раз в дни фестиваля, словно толкала слушателей в спасительную прохладу оснащенных кондиционерами залов, а там, где эти самые кондиционеры не были установлены, музыка захватывала настолько, что забывались все бытовые неудобства. За симфонические изыски отвечали главный дирижер УАФО Дмитрий Лисс, необыкновенно эффектно представивший в числе прочих редкостей Сюиту «Француз в Нью-Йорке» Д. Мийо и «Алжирскую сюиту» К. Сен-Санса, а также постоянный гость «Безумных дней» виолончелист и дирижер Александр Рудин со своим оркестром Musica Viva с целым букетом интереснейших программ. Еще один московский гость, Государственный камерный оркестр под управлением Алексея Уткина, поразил удивительно тонкой и одухотворенной манерой. Так, например, сыгранные им в последний день «Блестящий дивертисмент на тему оперы Беллини “Сомнамбула”» М. Глинки (солист Андрей Ярошинский в стиле «жемчужного пианизма» показывал буквально «чудеса на виражах») и сюита из балета Ж.-Б. Люлли «Мещанин во дворянстве» стали настоящими образами музыкального счастья.
Поклонники хорового искусства наслаждались на фестивале средиземноморскими напевами в исполнении приехавшего с Корсики ансамбля Tavagna, обработками казачьих, балканских, еврейских и советских песен в интерпретации легендарного пермского хора «Млада», хоровыми фресками из опер русских композиторов, представленными Симфоническим хором филармонии под управлением Андрея Петренко, фольклорными мотивами в программе местного муниципального коллектива «Доместик». Знатоки камерной музыки с увлечением внимали игре струнных квартетов Hermès и Modigliani. Любители «седой старины» аплодировали ансамблю Canticum Novum с программой «Шелковый путь». Ценители фортепиано могли посетить концерты не только Александра Канторова, но и Лукаса Генюшаса (обладателя II премии прошлого Конкурса Чайковского), Юрия Фаво рина (сыгравшего редкий цикл Ш. Кёклена «Персидские часы»), Наталии Мильштейн, японца Котаро Фукумы, французов Гаспара Деана, Мари-Анж Гучи, Клер Дезер, Анн Кеффелек… Особый блок в «Безумных днях» составили духовые и народные оркестры и ансамбли, выступавшие также на самых разных площадках. И здесь надо отметить мудрость руководителя фестиваля Рене Мартена, лишенного всякого академического снобизма. Так, он с большим удовольствием посетил концерт ансамбля «Мандолины Екатеринбурга», восхитился их игрой и тут же пригласил на свой следующий фестиваль в Нант, посвященный Бетховену, 250-летие которого будет отмечаться во всем мире. Впрочем, Рене не был бы собой, если бы заявил только монографическую программу. А значит, нет сомнения, что и летом 2020-го слушателей очередных «Безумных дней» ждут увлекательные странствия, незабываемые встречи и открытия…