В уютной соседней Белоруссии имя композитора Михала Клеофаса Огинского – автора полонеза ля минор «Прощание с Родиной» – звучит чаще, чем Чайковского или Бетховена. Большую часть наследия Огинского составляют пьесы для малых составов, широкую известность ему принесли различные варианты торжественных танцев, однако его перу принадлежат также циклы сочинений для голоса и даже одна опера, посвященная Наполеону. На белорусской земле, в Залесье, Огинский прожил двадцать лет – с 1802 по 1822 год. Если отталкиваться от дат, то 2022-й – дважды юбилейный.
Имение Огинского в местечке в Сморгонском районе Гродненской области, в 90 километрах от Минска, хорошо сохранилось, преобразилось в результате масштабной реставрации к 250-летию со дня рождения композитора в 2015 году. В настоящее время Залесье – на совесть обустроенный дворцово-парковый ансамбль с функционалом культурного центра. В прошлом году оно стало лауреатом XIX Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь». По своей значимости Залесье, вероятно, может сравниться с Домом Чайковского в Клину, «Ясной Поляной» Толстого, пушкинским Михайловским или чеховским Мелиховым.
Одним из главных направлений музейной работы Залесья является музыкально-просветительская деятельность: в усадьбе проходят настоящие балы, уютные концерты камерной музыки, яркие музыкально-театрализованные вечера, полезные мастер-классы. Популяризируется композиторское наследие Огинского. Залеский период его творчества довольно разнообразен: кроме знаменитого Полонеза, премьера которого как раз здесь и состоялась, Огинский создал фортепианные пьесы, мазурки, марши, менуэты, вальсы. Над одноактной оперой «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799) Огинский также работал в своей усадьбе – местное общество с благоговением называло ее «Северными Афинами», а белорусско-польский поэт Александр Ходько даже посвятил Залесью одну из своих поэм.
Местонахождение партитуры оперы о Бонапарте по сей день остается неизвестным, однако исследователи утверждают, что ее творческий замысел, с одной стороны, в некоторых аспектах напоминает «Похищение из сераля» Моцарта (в частности, ориентальным колоритом сюжета), с другой – не лишен аллегорического содержания. Стимулом к написанию этого сочинения явилась политическая активность французского императора – с его именем в ту пору связывались надежды на возрождение независимой Польши. Непосредственным же музыкальным источником вдохновения для Огинского стала написанная в 1787 году опера Франсуа Андре Филидора «Прекрасная рабыня, или Валькур и Зелис» на либретто А. Ж. Дюманьяна.
Герой оперы – молодой французский офицер Валькур, пленник египетского паши Абубокира. Валькур влюблен в Зелис, девушку из гарема паши, влюбленную в Валькура и отвергающую любовь Абубокира. Паша приговаривает Валькура к смерти, однако благодаря вмешательству Бонапарта-освободителя и его революционно настроенного адъютанта Сулковского, жизнь Валькура спасена. Бонапарт разрешает возлюбленным вступить в брак. Сам Наполеон в своей арии пел: «Свобода и единство – цель моих трудов».
В написании оперы Огинского горячо поддержал его первый учитель музыки – Осип Козловский, будущий директор императорских театров в Петербурге. Идея о постановке оперы Михала Клеофаса на столичной сцене представлялась ему интересной в свете намечавшегося в то время французско-русского сближения. Огинский закончил «Бонапарта в Каире» и отправил в Петербург в 1803 году, не питая, впрочем, больших иллюзий. Премьера оперы состоялась после смерти автора – в 1950 году на Польском радио силами солистов, хора и Польского симфонического оркестра под управлением Станислава Гайдецкого.
Жизнь Залесья протекала в творческом русле. Михал Клеофас посвящал свое время игре на скрипке и фортепиано. Погостить к нему в резиденцию приезжал Козловский. Осип Антонович охотно включался в музыкальную жизнь «Северных Афин» – в частности, вместе с самим Огинским, скрипачом П. Эскудеро и своей дочерью Мариной, игравшей на альте (по другим сведениям на арфе), музицировал в составе квартета. Для домашнего театра Огинского Козловский даже напишет оперу-буффа «Дожинки, или деревенский праздник в Залесье». Своему воспитаннику он передал знания по теории музыки, а также навыки игры на фортепиано и основы бассо-континуо, что поспособствовало развитию импровизаторского таланта Михала Огинского. Искренние дружеские и творческие отношения между двумя музыкантами продолжались вплоть до окончательного отъезда Огинского в Италию.
Прежде чем навсегда покинуть Залесье Михал Клеофас написал проникнутый глубокой грустью Полонез ля минор, включавший, впрочем, оптимистическое, почти героическое трио в до мажоре. Творение, рожденное на Сморгонской земле и ставшее музыкальным символом душевности, женственности, открытости и совестливости славянской души, превратилось в визитную карточку Огинского – композитора-любителя, чьи предки, подобно представителям эпохи Ренессанса, почитали искусство музицирования и создания музыкальных произведений. Дипломат, политический деятель Речи Посполитой, повстанец, почетный член Виленского университета, сенатор Российской империи – Огинский увековечил в истории свое имя как автор гениального Полонеза.