Жизнь в абстракции События

Жизнь в абстракции

Балет Монте-Карло показал мировую премьеру «Abstract/Life» в зале принцев монакского Гримальди Форума

Вечер открылся возобновлением много лет не шедшего в Балете Монте-Карло «Скрипичного концерта» Игоря Стравинского в хореографии Джорджа Баланчина (редакция 1972 года). Это произведение признано одним из самых удачных хореографических воплощений музыки Стравинского, где танцевальные взаимодействия (соло, дуэты и ансамбли двух пар солистов и немногочисленного кордебалета) идеально координируют с диалогами солирующей скрипки с различными инструментами оркестра. Концерт не был написан специально для танц­театра, Баланчин, слушая запись, сочинял хореографию: рождалась мимика, движения, комбинации, композиция, отразившие синкопированный драйв музыкальной ткани и наивитальнейшую кантилену арий. Среди солистов первого и второго составов выделялись более точным исполнением Екатерина Петина, Виктория Ананян, Матей Урбан и Кристиан Творзянски. Хореографическую абстракцию они облекали в живые сценки общения в диалоге.


«Абстракция»

Майо, подобно Баланчину, был «поставлен перед фактом» сочинять по прочтению предложенной ему музыки, а не лично выбранной из своего плейлиста или персонально им заказанной. Директор фестиваля «Весна искусств» в Монако Марк Моннэ предложил композитору, директору Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца Бруно Мантовани написать оркестровое сочинение, который в свою очередь обратился к Жан-Кристофу Майо поставить на него балет, получивший название «Abstract/Life». Музыка с солирующей виолончелью, долгая и незапоминающаяся (но справедливые слова и рассуждения оставим все-таки для досточтимых и просвещенных ценителей музыки), течет то сдержанно и неболтливо, а то стремительно накатывает ударами цунами. Декорации Эме Морени из плотной алюминиевой фольги – важные, лаконичные, с глубоким и угрюмо поблескивающим объемом, удобным для безысходной муки и редчайших просветов, напоминают детородный орган и свисающий сверху фаллический нарост. Умный и чутко слышащий музыку Майо создает в предложенном музыкальном и сценографическом пространстве элегантное, дисциплинированное и холодноватое зрелище без аффектированно-восклицательных па, вмещающее в себя небезынтересные соло, дуэты, трио и большие ансамбли. Его методом работы послужил тезис «видеть музыку и слышать хореографию»: базовыми стали движения хореографа из предыдущих работ, оптимально соотносящиеся с новым музыкальным материалом, которые он развил и превратил в оригинальный опус. Все артисты сплочены гармонией общего, но все гибельнее и неизбежно сокращается пространство для ее существования. В общем порядке беспорядка превалирует чувство судьбы и даже обреченности. Обильный движениями и массовыми перегруппировками танец сгущается, а мрачные световые и музыкальные силы сливаются в истребляющий металл. Многозначность картинок диктует множественность толкований происходящего, и какое из них верно – сказать трудно. Тут и катаклизмы мировых катастроф со вспышками мощных разрядов, и серая беспросветная жизнь, которую влачит колония человеческих существ в тонких коричневых облегающих комбинезонах с экзотическими гривами световодов. Люди словно погружены в подземный мрак некоего нибельхайма. Они рождаемы и пожираемы чреслами металлической горы с возможным их перерождением. Оптимист Жан-Кристоф Майо улавливает в партитуре моменты просветленного напряжения, чтобы вывести действие из медитации в активный драматургический всплеск, но общий абстрактный тон музыки новым импульсом отбрасывает эти замыслы хореографа и не дает им дальнейшего развития. Действо кажется реальным и одновременно химеричным, как и жизнь людей и толпы всегда конкретна и абстрактна.

Танцовщики прекрасно обживают пластику сочинения, а их демонстративно драматическое выражение лица смягчено хорошо скрытым актерским лукавством: дескать, таков прием, и я его доблестно выполняю.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону