Журнал-долгожитель События

Журнал-долгожитель

«Музыкальная академия» отметила 90-летие

Вечером 19 сентября профессура московских музыкальных вузов покинула лекционные классы, чтобы переместиться в #Нелекторий «Мелодия», где проходила творческая встреча в честь 90-летия научного журнала «Музыкальная академия». Для издания академического толка такой срок – не просто долгожительство, а в определенном смысле аномалия, ставшая возможной усилиями совсем небольшой команды и ее шеф-редактора Ярослава Тимофеева. Когда-то журнал был на грани исчезновения, но выдержал, и сейчас «Музыкальная академия» как научная площадка привлекает сообщество музыковедов всех возрастов, оставляет альтернативное пространство для музыкальной критики, наращивает многотысячную аудиторию в социальных сетях, делает музыкальную науку доступной и интересной. Это, как заметили коллеги, самодостаточный организм, в который превратился бывший Орган печати Союза композиторов «Советская музыка». Более того, это растущий организм.

Поскольку почти все гости вечера имели музыковедческое образование, главный редактор журнала Ярослав Тимофеев не преминул пошутить, что станет наконец-то понятно, как развлекаются музыковеды. Предсказуемо, но между развлечением музыковеда и работой музыковеда всего один бокал шампанского, в том смысле, что все остальное и привычное – музыка и разговоры о ней – никуда не исчезает, но обретает живость. Многие в этот вечер выходили на ковер #Нелектория «Мелодия», чтобы признать успех издания и место журнала в своей жизни, а также спеть и сыграть. После шага на красный узорчатый дагестанский ковер «топтаться на месте» не получалось даже у самых важных: поздравления были неформальными, а импровизированные исполнения – трогательно неровными. Проректор по научной работе Московской консерватории, член редколлегии «Музыкальной академии» Константин Зенкин вспомнил о строжайшей редактуре советских времен и в нестрогой манере исполнил ре-бемоль-мажорный этюд Листа; профессор Московской консерватории Роман Насонов сыграл с Ярославом Тимофеевым «Три легких пьесы» Стравинского, опровергая суть названия; профессор Светлана Савенко спела миниатюры из «Трех историй для детей», предупредив и убедив, что «такие трюки повторять опасно». Было и ностальгическое: редактор-составитель книги «Стравинский жив», профессор Евгения Кривицкая вспомнила о быте редакции в начале нулевых, когда новый век начал задавать другие скорости жизни и традиция чаепитий с коллегами ушла в небытие.

Тому, что играли преимущественно Стравинского, была причина. На встрече презентовали 783-й выпуск журнала и его особое нотное приложение под названием «Эпитафия Стравинскому». Поводом для его появления стало завершение исследования Татьяны Барановой-Монигетти о музыкальных посвящениях в мире Стравинского. В специальной книжечке редакция опубликовала пять музыкальных оммажей композитору – их уже можно послушать в цифровой записи от «Мелодии». Это сочинения Елены Фирсовой, Дмитрия Смирнова, Александра Кнайфеля, а также написанные специально по заказу «Музыкальной академии» пьесы Кшиштофа Мейера «Маленькая полифоническая стравинскиана» и «Кошачьи заупокойные» Настасьи Хрущевой. Последние все-таки остались посвящением Стравинскому, а не его коту, как предложила автор.

Несколько важных поздравлений пришло в электронном виде: это и письмо Валентины Николаевны Холоповой, и приветствие Юрия Семеновича Корева, возглавлявшего редакцию журнала с 1970 по 2012 год. С экранов к гостям обратились старожилы журнала Марина Израилевна Нестьева, а также Виктор Аронович Юзефович, представивший проект будущей диссертации: «Придет время и появится, я уверен, диссертация “«Советская музыка» / «Музыкальная академия» как зеркало развития отечественной музыкальной культуры ХХ-ХХI веков”. Ответы на эти вопросы и лягут в основу диссертации, а в ее библиотечной аннотации наверняка будет сказано о шести китах, на которых держится стратегия и тактика журнала. Многоохватность географии тем и жанров, сохранение и упрочение единого культурного пространства, дискуссии по самым актуальным вопросам композиторского творчества и музыкального бытия (причем дискуссии, в которых нет никакого априорного стремления свести различные точки зрения к единому знаменателю), поддержка творческой молодежи, профессионализм авторов и редакторов, обращенность журнала к широчайшему читателю и слушателю. Но, повторю, все это будет в будущей диссертации».

Да будет так!

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой