Притягательная и непонятная современная опера стала андеграундом для большинства. Что не так? Или наоборот – так и должно быть? В Электротеатре Станиславский обсудили границы дозволенного в музыкальном театре, попытались обнаружить дистанцию между зрителем и театральным пространством, понять – насколько важно быть открытым к аудитории.
Дискуссия под названием «Новая музыка – новые форматы» открыла большой образовательный этап оперной лаборатории «КоOPERAция». «Вовлечь в сферу музыкального театра и вдохновить их на создание новых сочинений – это главное», – говорит Екатерина Василёва, режиссер и руководитель лаборатории. В новом сезоне «КоOPERAции» Василёва поставила непростую задачу: создать такую оперу, которая, с одной стороны, будет встроена в герметичное театральное пространство, а с другой –органично вписана в пленэр Никола-Ленивца. Кажется немного фантастичным?
После краткой презентации Василёва пообщалась с Дмитрием Курляндским, Натальей Пшеничниковой, Романом Ригером и Шарлоттой Зейтер – людьми, которые не просто знают толк в современной опере, а понимают, как ее создать и спродюсировать. Задавать неудобные вопросы коллегам оказалось непросто. Институции? Режиссеры? Зрители? Где найти «точку отсчета» в системе координат современных театральных практик?
«Новое искусство должно подразумевать новые способы взаимодействия творцов с окружающей действительностью», – начал дискуссию Дмитрий Курляндский, композитор и музыкальный руководитель Электротеатра. Он отметил, что появление нового формата (будь то опера-променад, site-specific или иммерсивный музыкальный спектакль) должно исходить от автора-создателя и его желания высказаться, а не от потребностей аудитории. Музыкальный руководитель Электротеатра поделился планами: помимо одиннадцати оперных проектов в репертуаре появятся еще пять. Спектакль Александра Чернышкова – одна из ближайших премьер. «Новым стал не только продукт, но и сам способ его восприятия и интерпретации», – резюмировал Курляндский.
«Взрывать» изнутри устоявшиеся форматы и избавляться от набивших оскомину жанровых канонов призвал Роман Ригер, куратор фестиваля современной оперы «Infektion!» в берлинской Штаатсопер. Он поделился опытом воплощения перформативных опусов Штокхаузена, Кейджа, арт-движения Флюксус: «То, чем я занимаюсь с 2010-х годов – показываю авангард широкой аудитории». Конечно же, немецкому зрителю с его открытостью восприятия театральных экспериментов остается только позавидовать. Ригер обратил внимание, что генерация разных форм современного музыкального спектакля – вовсе не проблема институций. Коммуникация между автором и аудиторией намного важнее.
О проблеме коммуникации со зрителем говорила и Шарлотта Зейтер, немецкий композитор и член жюри международных фестивалей ISCM World Music Days Tongyeong, Gaudeamus Amsterdam, Wien Modern. Для нее важно, когда молодые композиторы не просто используют устоявшиеся звуковые конструкции, а стремятся найти собственный язык. Как показывает практика, неопытные авторы в подражании сбиваются от одной крайности к другой: создавая рыхлую и малоинтересную «жвачку» или наоборот – суперконцептуальную «жесть». «Композиторы-миллениалы выросли в атмосфере огромного количества информации, – говорит Шарлотта Зейтер. – Они достаточно свободно обращаются с самыми разными медиа». Тотальная свобода порождает огромную жанровую палитру. Поэтому разговор о терминологии и жанровых канонах в условиях современной театральной практики невозможен. С такой позицией согласна Наталья Пшеничникова, вокалистка и руководитель театра голоса La Gol. Поделившись опытом исполнения самой разной современной музыки, певица пожелала участникам лаборатории не потерять себя и пригласила присутствующих на «Архстояние‑2018», где La Gol исполнит партитуры Кейджа и Широкова.