Зимняя сказка в ярких одеждах События

Зимняя сказка в ярких одеждах

На сцене Камерного музыкального театра «Санктъ-­Петербургъ Опера» прошла премьера одной из самых светлых и жизнерадостных опер Чайковского «Черевички»

«Черевички» – единственное обращение П. И. Чайковского к творчеству Н. В. Гоголя. В жизни композитора это сочинение сыграло счастливую роль. Созданная в летние месяцы 1874 года опера, носившая в первоначальном варианте заголовок «Кузнец Вакула», одержала убедительную победу на конкурсе композиторов, принеся автору деньги и возможность увидеть свое творение на сцене Мариинского театра, а премьера второй, исправленной и пересмотренной, редакции, получившей уже другое название, стала удачным дебютом Чайковского в качестве дирижера. Окрыленный успехом, композитор до последних своих дней не оставлял подиум, сделав на дирижерском поприще весьма успешную карьеру. Несмотря на эти факторы, равно как и высокие достоинства самой музыки, сценическая судьба «Черевичек» не сложилась должным образом. Уже при жизни композитора опера сошла с московской сцены, а вскоре после кончины Чайковского Римский-­Корсаков написал на этот же сюжет свою оперу, занявшую почетное место в афише Мариинского театра.

Исправить «историческую несправедливость» по отношению к произведению Петра Ильича взялся художественный руководитель и режиссер «Санктъ-­Петербургъ Оперы» Юрий Александров, уже ставивший эту вещь в Ла Скала в 2005 году и решивший теперь представить свою новую интерпретацию известного сюжета в родном городе. Постоянно работающий с Юрием Александровым сценограф Вячеслав Окунев разместил на небольшой сцене театра три огромных, полых внутри, усеченных снизу «яйца», которые в зависимости от ситуации могли превращаться и в запорошенные хатки, и в предметы интерьера в жилище Солохи или Оксаны, и в роскошные дворцовые покои, на фоне которых «светлейший князь» (саму Екатерину II во времена Чайковского по цензурным соображениям нельзя было выводить на сцену) вручал Вакуле вожделенные башмачки-­черевички. Важную роль в спектакле сыграла работа мастеров видеоарта Георгия Савельева и Виктории Злотниковой. Благодаря ярким проекциям совершались все чудесные преображения на сцене, а во время оркестровых интермедий на суперзанавесе можно было созерцать и метель, и спешащего в столицу на Черте Вакулу, и летящую на метле Солоху.

Подобная красочная эстетика хорошо сочеталась с музыкой Петра Ильича, сделавшего в своей трактовке гоголевского сюжета ставку на лирику (в центре сюжета – любовь между Вакулой и Оксаной), но при этом украсив партитуру тембровыми находками, выдающими руку мастера. Танцевальная сюита из второго действия, во время которой, собственно, происходит бал у царицы (балетмейстер – Васил Панайотов), – уже прямая дорога к «Спящей» и «Щелкунчику» (танец пьяного казачка под характерные переборы у фагота прозвучал почти как аллюзия к китайскому танцу «Чай» из знаменитого балета). Отвечавший за музыкальную часть премьеры Максим Вальков умело подчеркивал все красоты партитуры, удерживая на высоком уровне динамику спектакля и прекрасно взаимодействуя с певцами, вплоть до непосредственного общения. В самом финале, когда, как и подобает симпатичной кокетливой барышне, Оксана начинает «ломаться» перед Вакулой, отказываясь от подарка, дирижер внезапно остановил оркестр и заявил героине, что уже время заканчивать спектакль и «подарки надо принимать», после чего последовала уже финальная пляска.

Сцена в избе. Мария Бочманова – Оксана

Кастинг певцов – отдельная удача спектакля. Юрий Александров, как всегда, умеет находить не просто прекрасных певцов, но и отличных актеров, позволяя им раскрываться на собственной сцене. Легко заполняя пространство зала своим ярким, выразительным голосом, Мария Бочманова в роли Оксаны захватила внимание буквально с первого своего появления, где она во время своей арии «Цвела яблонька в садочке» достает из разукрашенного сундука и разворачивает длинную белую фату (с самого начала героиня уже знает, что кузнец Вакула будет ее и никуда не денется). Певший Вакулу Ярамир Низамутдинов, своей статью и выправкой напоминавший героя «Последнего богатыря», свободно справлялся со всеми вокальными сложностями, равно как играючи таскал мешки с заключенными в них персонажами. Прекрасная Лариса Поминова совместила в образе Солохи проницательный ум, насмешливость, удаль и страстную чувственность, присущую каждой уважающей себя ведьме. Нелепыми, вызывающими одновременно смех и брезгливость, получились ее ухажеры: напыщенный Чуб (Геворг Григорян) и комичный в своей нелепости Школьный учитель (Виктор Алешков) в жилетке на голом теле и больших семейных трусах, напоминающий пожилого эксгибициониста. Игравшие парубков и дивчин, а также русалок (по сюжету решивший с расстройства утопиться Вакула видит подводных обитательниц) и призраков артисты хора также прекрасно дополняли сказочную историю.

Эстетика сувенирного магазина, витрины которых блистают на Невском проспекте, с его одетыми в цветастые наряды фарфоровыми куклами, фальшивыми яйцами «под Фаберже» и прочими незайтеливыми цацками, преобразилась в данном спектакле благодаря прекрасно разыгранной опере, создав ощущение замечательного детского праздника, во время которого отчаянно хочется верить в чудеса. Ведь, на самом деле, какие бы ни были испытания, мир, дружба и любовь обязательно должны восторжествовать!

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»