Значит, любит События

Значит, любит

Танцкомпания «Всем телом» сыграла премьеру в Новом Манеже

Через минуту после начала спектакля Светланы Шуйской «Тёрки» становится ясно, что имеются в виду не кухонные инструменты, а производная от сленгового глагола «перетирать», то есть «обсуждать». Молодые мужчина (Сергей Полтавский) и женщина (Мария Яшникова-Ткаченко) «перетирают» свою жизнь, разговаривают о том, как они ухитрились влюбиться друг в друга, – и спектакль несет зрителей на качелях юмора, печали, отличных психологических заметок и ужаса бытовых склок.

Сделано все это так: на экране-заднике танцовщик и танцовщица сидят рядом почти неподвижно – ну, кто-то голову наклонит, кто-то взглянет искоса на партнера. При этом в фонограмме идут их словесные монологи. Эти разговорные сцены на видео чередуются со сценами интенсивного движения наяву: вот тут, перед нами, двое будущих любовников мягко идут навстречу друг другу, как-то чуть-чуть покачиваясь, чуть-чуть извиваясь. Так передается в движении то самочувствие, что случается при встрече двух людей, которые явно сразу нравятся друг другу, но сказать друг другу об этом неудобно, да? Неприлично? А вдруг он(а) не поймет? Посмеется? Вот эта неуверенность, смущение, но все же и жажда телесного контакта переданы просто и разумно.

Отношения развиваются и в словесных монологах и в танцевальных сценах. (Музыкальный ряд, созданный Виктором Еременко, играет служебную роль – и с этой ролью вполне справляется.) Вот герои говорят о том, как им нравятся в партнере какие-то глупые мелочи, – и танец полон маленьких нежных движений. А вот в раю начинаются неприятности – и дело от игрушечного выяснения отношений (ну, огреть человека тряпкой – это же любя) доходит до жутковатой и достаточно эффектно поставленной драки. При этом словесные тексты (драматург Екатерина Петрова), которые сначала кажутся наполненными бытовым мусором, быстро превращаются в коллекцию точных психологических замечаний, каждое из которых вызывает узнающий смех в зале. Претензия героини – почему он все время кладет мокрое полотенце на кровать?! – вызывает в зале чей-то решительный шепот: «Убила бы!» Гневная реплика героя – поскольку героиня не стала посещать оставленного в квартире кота, когда партнер уехал в командировку, – отзывается в мужской части зала иногда даже непечатными репликами. Так драматург закручивает эмоциональную спираль – и хореограф в пластике ей отвечает. Кульминация – драка, в которой можно говорить уже о бытовом насилии, впрочем, вполне взаимном. В лицо героини летит кулак героя, в ответ мужчина получает с размаху ногой в живот. И вот что важно: влетая в конфликт, как паровоз в тоннель, персонажи продолжают оставаться самими собой в пластике – отлично выученные артисты не отбирают у них культуры движения. И вместе с тем эта культура – плавное движение мышц, гармоническая выстроенность тела – не смягчает конфликт. «Образованные» персонажи ведут себя как первобытные, то есть культура ни от чего спасти не может. Но Шуйская, кажется, думает, что спасти может любовь – недаром к финалу персонажи надевают два своих пиджака так, что одна рука мужчины оказывается в своей одежке, другая – в чужой, и точно так же происходит с женщиной. Детская эта мизансцена (будто одевались в детсаду без присмотра воспитательницы) прижимает героев друг к другу, и все, кажется, будет хорошо? Может быть.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии