«Золото Рейна» вернется в Германию События

«Золото Рейна» вернется в Германию

В Екатеринбурге представили оперу Вагнера на филармонической сцене

Свердловская филармония и продюсерская компания RCCR Projects GmbH представили в Екатеринбурге новый проект, осуществленный в рамках Международной молодежной оркестровой академии,  – оперу Вагнера «Золото Рейна» в формате semi-stage. В этой затее изумляет почти все, произошедшее вопреки обстоятельствам. Казалось бы, какие в нашу-то ковидную пору амбициозные международные проекты? Меж тем Свердловская филармония проводит их, один за другим, невзирая на обстоятельства. В ноябре прошлого года это был международный фестиваль Be@thoven с участием западноевропейских музыкантов, приближается июльский «La Folle Journee». И «Золото Рейна» – очередной проект, связанный с приездом иностранцев.

Полтора десятка молодых музыкантов – студентов ведущих германских музыкальных вузов – вместе с артистами Уральского молодежного симфонического оркестра занимались под руководством немецких специалистов, чтобы выступить в составе Международного молодежного Чайковский-оркестра в финальном концерте. Кстати, оркестровые академии проводятся в Екатеринбурге регулярно с 2014 года, даже прошлый 2020-й не стал исключением, только сессию перенесли на осень. Целью нынешних штудий стал Вагнер, причем не ранний, романтический, а зрелый, сложный, не слишком популярный в российских широтах, и это еще одна сенсация. Было сообщение, что работать с молодежью приехал немецкий дирижер Кристоф Штёккер, у которого за плечами более двадцати лет работы на Байройтском фестивале, это он ассистировал Валерию Гергиеву в его недавней байройтской постановке. Но имя Штёккера широко не известно, и мало кто мог предположить, что результат его совместной работы с подрастающим поколением выйдет столь художественно весомым.

Предвечерье и гигантский пролог знаменитой вагнеровской тетралогии «Кольцо Нибелунга» «Золото Рейна» – серьезная высота для любого оркестра. Был выбран так называемый концертный вариант партитуры, созданный в свое время Альфонсом Аббассом и одобренный самим Вагнером, в котором состав оркестра несколько сокращен. Скажу сразу, молодежному коллективу под руководством Штёккера удалось важнейшее: представить вагнеровское «Das Rheingold» – это собрание лейтмотивов, своего рода строительный материал для всей последующей тетралогии – масштабным и драматургически целостным. Два с половиной часа музыки (опера исполнялась, как и задумано, без перерыва) пролетели на одном дыхании, в широкой амплитуде звуковых объемов, тембровых красок и динамических контрастов. Коллектив молодых музыкантов оказался собран и чуток в аккомпанементе певцам, вагнеровская махина не перекрывала голоса ни в одном фрагменте. Выразительно он звучал и в оркестровых эпизодах, таких, как краткое вступление в опере с его «качающимся» ритмом и восходящими секвенциями мажорного трезвучия, или в заключительном экстатическом «Восхождении богов на Валгаллу». Пожалуй, лишь к финалу можно было заметить физическую усталость молодых музыкантов, особенно меди, которую Вагнер в своих партитурах не щадит никогда.

Герт Смит – Вотан, Маркус Шефер – Логе, Елена Жидкова – Фрика, Виктория Маслюкова – Фрейя

А как певцы? В составе 14-ти солистов оперы оказались и молодые российские вокалисты, и зрелые солисты оперных театров Германии и России, и певцы звездного уровня, отметившиеся участием в престижных международных фестивалях, включая Байройт и Зальцбург, и даже в записях, получавших Грэмми. Сочетание опыта и молодости, доскональное знание вагнеровских премудростей и истовое желание к ним приобщиться – хороший сплав, рождающий нужную энергетику в работе. Но ведь и удачный кастинг – еще не все. Вместо традиционного концертного исполнения екатеринбургской публике было предложена версия формата семистейдж. Режиссер проекта Георг Блюмль (Германия) и художник по свету Лиллеван (Ирландия) разработали специальную визуальную концепцию постановки, включающую точную партитуру света и видеоконтент. Параметры этой концепции были настолько четко заданы компьютерной программой, что позволили ей осуществиться даже без Лиллевана, единственного участника проекта, не приехавшего в Екатеринбург, на стадии выпуска его заменил художник по свету Кори Кассио.

Евгений Крюков – Фро, Максим Шлыков – Доннер, Елена Жидкова – Фрика

Сцену разделили матово-прозрачным суперзанавесом, за которым разместили оркестр, – авансцену оставили для актеров. Супер послужил еще и экраном. Видео, в меру условное, в меру изобразительное (струящиеся волны, сверкающее кольцо, очертания башни-небоскреба) позволяло также моментально обозначать сценические «погружения и всплытия»: из глубин Рейна в адское подземелье нибелунгов, и наверх, в жилище богов. Главных героев оперы – вообще-то сплошь мифологических персонажей: богов, карликов-нибелунгов, русалок – Блюмль не стал обряжать в замысловатые «сказочные» костюмы, оставив в концертных одеяниях. Вслед за Вагнером режиссер увидел в них обычных людей с их страхами, комплексами, семейными разборками и сложными взаимоотношениями, и признал волновавшую композитора тему усиливающейся власти денег, способной разрушить любовь, человечность и братские связи, актуальной. Провести ее не назидательно и лобово, а тонко, во множестве сюжетных коллизий и психологических нюансов удалось и благодаря певцам-актерам, помогли и титры на экранах. Вот дочери Рейна (Клавдия Башкирцева, Евгения Чернова, Елена Сидоренко), легкомысленно насмешничая над уродливым карликом Альберихом (Оливер Цварг), запускают цепь драматических событий. Нерешительный верховный бог Вотан (Герт Смитс) попадает в ловушку своих нелепых обещаний, его прелестная жена Фрика (Елена Жидкова) пытается сохранить статус и помочь сестре, богине Фрейе (Виктория Маслюкова). А ту собираются навсегда заполучить великаны-строители простоватые Фафнер (Лукаш Конечны) и Фазольт (Йоахим Хёхбауэр). И помешать этому не в силах благородные боги Доннер (Максим Шлыков) и Фро (Евгений Крюков). Но в игру включается хитроумный полубог огня Логе (Маркус Шефер), и дело идет к развязке…. Поединок двух главных персонажей – Альбериха и Логе – в исполнении выдающихся мастеров Цварга и Шефера стал смысловым центром постановки, держащим в напряжении весь зал. К их высокой планке приближались и остальные исполнители. В их арсенале было не так уж много средств: богатое, интонационно осмысленное пение, пластическая выразительность плюс мимика. Им помогал минимализм четких режиссерских мизансцен, умно выстроенный свет и видеоинсталляции. Но итог был впечатляющим. На небольшой филармонической сцене, мало приспособленной для каких-либо сценических действ, совершенно неожиданно возникал полноценный вагнеровский театр. С музыкой в качестве первоосновы и возможностью запустить зрительское воображение. Пожалеть об отсутствии яркого сценического дизайна и навороченных режиссерских концепций поверх либретто не пришлось ни разу.

Стоит упомянуть, что этот проект в рамках Года Германии в России состоялся при поддержке Министерства иностранных дел Германии и губернатора Свердловской области. Два запланированных в России показа (в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле), в итоге стали тремя: публику пригласили еще и на генеральный прогон, так как желающих не было отбоя. Теперь участников проекта «Золото Рейна» ждет Бавария, там, в концертных залах и в формате open-air пройдет несколько показов. Дирижировать будет известный немецкий маэстро Франк Берман.

Байка про Стравинского, Дягилева и лисичку со скалочкой События

Байка про Стравинского, Дягилева и лисичку со скалочкой

В Мариинском театре состоялся вечер премьер Игоря Стравинского

От милосердия не убежишь События

От милосердия не убежишь

Ричард Джонс поставил «Милосердие Тита» Моцарта в Лондоне

Коварство, любовь и Гендель События

Коварство, любовь и Гендель

На Новой сцене Большого театра под конец сезона состоялась важная премьера – первая в России постановка оперы Георга Фридриха Генделя «Ариодант».

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла События

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла

О новом витке интереса к творчеству забытого американского композитора