Золотое прикосновение Людмилы Семеняка События

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка

16 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы, народной артистки СССР Людмилы Семеняка

В честь артистки будет дан спектакль «Лебединое озеро» Юрия Григоровича, ведь с триумфального выступления в роли Одетты-Одиллии она в 1972 году начала свою творческую биографию на сцене Большого. Образ Лебедя стал одним из главных, в котором весь мир признал Семеняка символом русского балета, продолжательницей его магистральных традиций. А, кроме того, он ярко высвечивает главную тему ее творчества и мировоззрения: поиск и отстаивание Истины в столкновении с обстоятельствами и силами, неизмеримо превосходящими возможности человека постичь их.

Исполнительские трактовки артистки  воплощали эти темы в балетах всех эпох, от классики до ХХ века. Самоотверженность Одетты, заслоняющей принца от Злого Гения в финале «Лебединого озера». Лучезарное сияние Авроры, играющей со смертоносным веретеном. Великодушие и стойкость Жизели, помогающей возлюбленному преодолеть месть потустороннего мира. Жертвенность царицы Анастасии, вдохновляющей и буквально поддерживающей Ивана Грозного. Этим акцентам и мотивам, заданным драматургией спектаклей, Семеняка придавала шекспировский масштаб и смысл: состояния своих героинь она соотносила с судьбами мира, в которых существовали ее персонажи.

В то же время она воплощала эти серьезные темы с моцартовской легкостью, которой был пронизан весь ее танец – виртуозно отточенный, аристократически свободный, полный жизнеутверждающей энергии, вдохновения и радости творческих озарений. Ее героини захватывали искренностью и непосредственностью живых сегодняшних чувств, а также редкой для балетной сцены глубиной психологизма. Они твердо отстаивали свою систему ценностей, обнаруживали несгибаемый стержень собственных принципов. «Семеняка — прекрасная классическая балерина. Но дело не только в этом. Ее особое, неповторимое обаяние заключается в таланте и умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и драгоценное», – писал режиссер Борис Львов-Анохин.

Жизель. Фото: Владимир Пчелкин

Острота ощущения жизни, ценность неповторимого момента и смысловые открытия, пронзающие сознание в сопоставлении этого мгновения с Вечностью, неотделимы для ее героинь от понятия Истины. Поверять миг бесконечностью и наоборот – их принцип: требуя клятвы в верности навсегда, Жизель поверяет ее подлинность гаданием на простом полевом цветке, живущем считанные дни. Целый мир выстроенных отношений рушится для Одетты, Никии, Эсмеральды, Валентины в «Ангаре» и других от одного неверного жеста: сиюминутная актуальность не существует для них вне незыблемых ценностей. Но героини Людмилы Семеняка никогда не жертвы; даже погибая, они всегда победительницы. Они восстанавливают разрушенное не только прощением и самопожертвованием, но прежде всего побеждая конфликты силой гармонии, которую воплощают всем своим существом.

Этот аспект предопределен как природой дарования Семеняка – балерины дивных пропорций и линий, созданной для воплощения идеалов красоты, – так и ее родственной причастностью к непрерывной театральной традиции. Семеняка – образцовая представительница русской балетной школы, получившая великолепную выучку в классе Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой. Всю жизнь она работала с главными мастерами золотой эпохи: Галиной Улановой, Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Юрием Григоровичем, Симоном Вирсаладзе и многими другими.

Рита из балета “Золотой век”. Фото из личного архива Людмилы Семеняка

Казалось бы, о каких поисках истины вести речь, когда она сама и есть квинтэссенция художественных истин? Однако, стремление «почивать на лаврах» противоположно ее характеру, будоражащему все и вся бесконечными поисками новых аспектов постижения искусства и бытия. Она постоянно стремится максимально расширить свой энциклопедически обширный профессиональный опыт, работая с мастерами разных школ и направлений, развивая унаследованные традиции, создавая собственное художественное пространство как балерина, как педагог-репетитор, хореограф-постановщик и даже художник по костюмам.

Находки, сделанные ею в этих поисках, выводят значение сделанного Семеняка из хронологических рамок ее эпохи в пространство большой истории театра. Многие из них открыли нашему балету новые перспективы в сложные периоды его истории. Среди важнейших – умение создать образ стиля разных эпох, органично совмещая принципиально важные старинные детали с техникой и эстетикой сегодняшнего дня: тема, ждущая фундаментального исследования.

В знаменитом фокинском «Лебеде» Семеняка создала свой неповторимый образ. Она соединяла абрисы и характерные позы Анны Павловой с рисунком, показанным ей Галиной Улановой, и выразительностью движений рук. Но прежде всего она акцентировала основную пластическую тему Фокина: завораживающее pas de bourrée, зримо сочетающее взаимоисключающие, но притом неразделимые качества: трепетное пульсирующее движение и покой. Взволнованность и умиротворенность. Протест и смирение. Величие прима-балерины императорского театра и психологическую тонкость артистки ХХ века. Исповедь души, примирившейся с конечностью земного бытия, и достоинство личности, способной выразить себя. А в сочетании с многогранностью стилистических оттенков – поэтическая формула, ключ к пониманию природы русской хореографической традиции, капля воды, в которой способен отразиться весь балетный мир.

Самые интересные из ее находок связаны с тем, что Семеняка мыслит как драматург, высвечивая и интерпретируя ключевые мотивы ситуаций, выявляя источники формирования смыслов. В своей авторской версии «Лебединого озера», которую Семеняка поставила в Екатеринбурге как хореограф, она нашла динамичный сценарный ход. Действие спектакля разворачивается не в обычных романтических дворцах и пейзажах, куда судьба проникает как нежданный гость, а, напротив, в замке мрачного рыцаря Ротбарта, то есть в пространстве, определяющем судьбы героев. Ротбарт представлен вассалом Владетельной принцессы, прибывающей к нему в гости вместе с сыном, принцем Зигфридом. Преображение замка в озеро и развитие отношений Зигфрида с Одеттой представлены как история духовного поиска и обретения истин, которые герой не в состоянии осознать, пока не пройдет психологические испытания.

В динамичное, лишенное отвлекающих подробностей действие, вписались знаменитые сцены лебедей в хореографии Льва Иванова, па де де Одиллии и Зигфрида в хореографии Мариуса Петипа и две вариации Александра Горского. Остальное Семеняка сочинила сама. Ее танцы, составленные из простых элегантных движений, отличаются музыкальностью, стройностью композиции и выразительностью комбинаций. Кульминацией спектакля стал поставленный Семеняка дуэт героев в четвертом действии: Принц готов искупить невольное предательство, но даже понимание и прощение героини уже не могут изменить роковую ситуацию.

Однако главное дело Семеняка сегодня – работа в качестве педагога Большого театра, в которой она успешно проявляет себя последние двадцать лет, помогая готовить партии артисткам разных поколений и положения в труппе, от опытных балерин до вчерашних выпускниц.

Ее эффективность в этом амплуа можно обозначить знаменитым выражением «золотое прикосновение». Результаты видны сразу, потому что она умеет найти точные актерские подходы к образу, выстраивающие роль в целом. В этом она прямая наследница своей великой наставницы Галины Сергеевны Улановой, побуждавшей искать то «зерно роли», которое всегда позволит артисту быть с публикой на острие сосредоточенного диалога об актуальных аспектах сегодняшней жизни.

Своих подопечных Семеняка не называет ученицами, только коллегами. В каждой из них она уважает индивидуальность. И с каждой ведет предельно уважительный, но бескомпромиссный диалог, требуя того же, что и от самой себя: максимально развивать и реализовывать свои способности, преодолевать сомнения и слабости, расти как личность, быть готовым принять на себя ответственность за духовные ценности русского театра. В ее представлении все это неотделимо от понятия «настоящий артист», идущий своим путем постижения истин, открывающий новые смыслы, ведущий свою тему.

Трудно держаться этой планки, и в этом отношении работать с Людмилой Семеняка непросто. Но ее критерии принципиальности и профессионализма влияют и на театр в целом, включая тех, кто непосредственно с ней не сотрудничает. Она из тех, кто поднимает уровень одним своим присутствием. Рядом с ней нельзя быть ненастоящим.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории