По сложившейся традиции все началось со скандала: за десять дней до мероприятия глава Национальной академии искусства и науки звукозаписи Дебора Дуган была отстранена от работы с формулировкой «превышение должностных обязанностей». В свою очередь Дуган поспешила обвинить академию в подтасовке результатов и в качестве примера привела хит Арианы Гранде «No Tears Left To Cry», который якобы выкинули из номинаций в прошлом году, заменив на «нужную» композицию. Потасовка академии и Дуган находится в начальной стадии и явно получит скандальное продолжение, но праздничным вечером умы пришедших в Стэйплз центр занимала другая интрига: пойдут академики по банальному сценарию и одарят золотыми граммофонами самую известную в мире девочку-подростка Билли Айлиш, или в лидеры выбьется новоиспеченная r’n’b дива Лиззо? На ум сразу приходит слоган из фильма «Чужой против Хищника»: «Кто бы ни победил, человечество проиграет».
Билли Айлиш ожидаемо забрала награды во всех основных номинациях: «Запись Года» («Bad Guy»), «Песня Года» («Bad Guy»), «Лучший Новый Исполнитель», «Лучший вокальный поп-альбом» («When We All Fall Asleep, Where Do We Go?») и «Альбом Года». В случае с последней номинацией академия немного погорячилась, так как в истории с Билли альбом был самой необязательной частью, атавизмом из предыдущей эпохи. Для всеобщей истерии, солдаутов и приглашения в саундтрек нового фильма про Джеймса Бонда было достаточно выпущенных на soundcloud треков. Альбом, который певица записала в спальне вместе с братом Финнеасом О’Коннелом (получил «Грэмми» как продюсер), появился на свет по инерции и больше как желание продюсеров дополнительно заработать, а не как творческий порыв. Логичнее смотрелась бы победа Ланы Дель Рей, выпустившей в 2019-м лучший альбом в своей карьере – «Norman F*ckin’ Rockwell». Пластинка собрала множество восторженных рецензий, а критики с авторитетного сайта Pitchfork поставили поэтический талант Дель Рей на один уровень с творчеством священного Боба Дилана.
Мимо основных номинаций так же пролетела любимица Америки – Lizzo, которая по версии журнала «Time» стала певицей 2019 года. Она выиграла граммофон в трех второстепенных номинациях – «Лучшее сольное поп-исполнение» («Truth Hurts»), «Лучшее r’n’b исполнение» («Jerome») и «Лучший урбан-альбом» («Cuz I Love You»). В конце прошлого года сразу два трека певицы – «Truth Hurts» и «Juice» – обвинялись в плагиате, и возможно это повлияло на решение академиков.
Из хорошего: запоздалое признание r’n’b исполнителя Андерсона Пака (победа в номинациях «Лучший r’n’b альбом» и «лучшее r’n’b исполнение») и заслуженная победа рэпера Tyler The Creator («Лучший рэп-альбом»). Тайлер почти сразу же обвинил академиков в том, что треки темнокожих рэперов постоянно попадают либо в категорию «рэп», либо «урбан», даже когда артисты выходят за рамки этих жанров.
Результаты «Грэмми» не стоит воспринимать всерьез и тем более считать их «срезом актуальной музыки». Это как «Евровидение», только с дорогими и талантливыми артистами. Гораздо больше о современной музыкальной сцене можно узнать, бегло пробежавшись по афишам летних фестивалей.
Вместо эпилога предлагаю список из пяти пластинок, представленных в разных номинациях, которые действительно стоят внимания: