«Звуковой обзор – 3»</br>Мелодия Релизы

«Звуковой обзор – 3»
Мелодия

Антология современной музыки «Звуковой обзор» появилась в 2020 году. Инициатором и куратором проекта выступил Союз композиторов России, издателем – лейбл «Мелодия». Первая антология состояла из шести цифровых альбомов, где музыка русского авангарда 1920-х годов соединялась со звуковой культурой первого двадцатилетия после 2000-го. Три альбома «Звукового обзора – 2» репрезентовали опусы Николая Мясковского, Всеволода Задерацкого и отечественных композиторов, начавших творческий путь в 1950–1980-е годы. Пять цифровых альбомов «Звукового обзора – 3» продолжают историческую панораму композиторских стилей – опусы Бориса Тищенко, Николая Сидельникова, Геннадия Банщикова, Давида Кривицкого, Валентина Сильвестрова и Ивана Соколова сочетаются с ультрасовременными сочинениями молодых композиторов Союза. В записи «Звукового обзора – 3» приняли участие солисты OpensoundOrchestra, пианисты Юрий Фаворин и Михаил Турпанов, флейтистка Ирина Стачинская, исполнитель на виоле да гамба Антон Изгагин, а также композитор и пианист Марк Булошников.

Каждый из альбомов «Звукового обзора – 3» обладает своей «изюминкой». Пятый альбом – коллективный опус «Времена года». Его авторы – современные композиторы Андрей Бесогонов, Константин Комольцев, Антон Светличный и Сергей Зятьков. Каждый выбрал по одному сезону и воплотил замысел с помощью красок камерного оркестра. Предлагаю начать знакомство с композиции Антона Светличного «Холод» для 15 струнных. Источниками вдохновения послужили картины Брейгеля-старшего, «История северных народов» шведского историка XVI столетия Олафа Магнуса и материалы о малом ледниковом периоде и изменении климата в Европе.

Четвертый альбом – поиск пересечений между камерными флейтовыми опусами петербургских, московских и карельских авторов.  Послушайте, как необычно звучит тембр флейты в зажигательной сольной пьесе «Ушу» Валерии Кухта или в драматичной Сонате для флейты и фортепиано Геннадия Банщикова. Оба композитора из Санкт-Петербурга: Банщиков преподает в консерватории, Кухта – одна из его ярких учениц, которая нашла собственный авангардный взгляд на искусство композиции.

Опусы наших современников для барочного инструмента виолы да гамба – в третьем альбоме «Звукового обзора – 3». Здесь не только акустические произведения, но и опыты по взаимодействию старинного инструмента с live-электроникой. Спектр стилистики современных опусов крайне широк – сравните, насколько полярны эстетика композиции «Чужой в Ревде» Дмитрия Мазурова, афористичный цикл «Черная вода» Владимира Ладомирова или медитативная Opera Domini, Opera Dei Рачьи Есаяна.

Горячо рекомендую обратить внимание на первый альбом – фортепианные сочинения Бориса Тищенко и Николая Сидельникова в интерпретации гениального Юрия Фаворина. Этот альбом, помимо эстетического наслаждения, станет прекрасным поводом познакомиться с редким фортепианным репертуаром отечественных мастеров. Пятая соната Тищенко вполне подойдет для студентов консерваторий, а детский цикл Николая Сидельникова «О чем пел зяблик», несомненно, украсит репертуар начинающего музыканта.

Еще один сольный альбом – дебют нижегородского композитора Марка Булошникова в качестве пианиста и интерпретатора опусов Валентина Сильвестрова. В этом году Марк написал книгу и защитил кандидатскую диссертацию о творчестве коллеги, а теперь впервые записал его фортепианные миниатюры 2005–2021 годов. Багатели, пьесы и серенады – все они станут настоящим подарком для поклонников музыки Сильвестрова.

Цифровые альбомы «Звукового обзора – 3» доступны на главных стриминговых платформах. Можно слушать подряд от первого к последнему или же выбрать тот, который интригует больше других. Высококачественный звук (Михаил Спасский), приятный современный дизайн (Григорий Жуков) и вдумчивые тексты из буклетов к каждому альбому (Юрий Каспаров, Татьяна Яковлева, Алиса Насибулина, Марк Булошников) помогут насладиться музыкой отечественных композиторов, а главное – узнать имена тех, кто творит музыку сегодня.