Гром победы, раздавайся События

Гром победы, раздавайся

Капелла Юрлова открыла юбилейный, сотый сезон гастролями в Крыму

Выбор маршрута совпал с бархатным сезоном, поэтому Севастополь встретил музыкантов мягким солнцем, еще теплым морем, ароматами последних персиков. Между репетициями и выступлениями удавалось нырнуть в Черное море и побродить по старому городу. Севастополь, основанный в 1783 году, хранит благодарную память и императрице Екатерине II, и участникам обороны Севастополя в Крымской войне в XIX веке. По этим улицам ходил 26-летний офицер Лев Толстой, воспевший город и его героический дух в знаменитых «Севастопольских рассказах».

Мысли о поездке в Крым возникли у художественного руководителя Капеллы имени А. А. Юрлова Геннадия Дмитряка еще в 2014 году: тогда, в Большом зале Московской консерватории коллектив совместно с Ансамблем Краснознаменного Черноморского флота исполнил ораторию «Июльское воскресение. Севастополь, год 1942-й» Владимира Рубина, посвятив программу присоединению Крыма к России и 70-летию освобождения Севастополя от фашистов. «Уже тогда, – поделился Г. Дмитряк, – возникла мечта привезти это сочинение в Крым». Пока идея вызревает, Капелла познакомила крымчан со своим более чем многоплановым репертуаром и, в свою очередь, провела своеобразный мониторинг концертных площадок.

Сейчас в Севастополе современного концертного зала нет, хотя недавно сюда приезжала комиссия Министерства культуры РФ для обсуждения перспектив постройки мультифункционального комплекса и не только (подробнее об этом – в интервью председателя Законодательного собрания Севастополя Екатерины Алтабаевой и руководителя Главного управления культуры города Николая Краснолицкого). Всего юрловцы привезли три программы. Первую Капелла исполнила в городском Центре культуры и искусства: в зале на 670 мест был аншлаг, и среди слушателей наблюдались люди самых разных возрастов, социального статуса и профессий. Прежде всего откликнулась местная интеллигенция, музыканты и даже священнослужители. Протоиерей Вячеслав, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Блаженное Чрево. В родах Помощница» при городском родильном доме Севастополя, по его словам, пришел «прикоснуться к вечному, к музыке, которая рассказывает все, что мы слышим в поэзии, а губы рассказчика – этот удивительный хор. Его звучание, филигранность, тонкость нюансов меня потрясли, я давно не встречал такого бриллианта».

И правда – Капелла козырнула умением «держать зал» тихой музыкой, интимной манерой пения. Такие известные песни, как «Степь да степь кругом» (солист Александр Воробьев) или «Вечерний звон» (солист Никита Курилов), частенько интерпретируют в такой «разудалой» манере: здесь же Геннадий Дмитряк услышал их как молитву, как сокровенное размышление, как «русский реквием».

В зале присутствовал десант из «Артека», где буквально накануне начала гастролей в рамках Десятой смены состоялся смотр школьных хоров «Поют дети России», которым руководил Геннадий Дмитряк. Хормейстеры из Южно-Сахалинска, Рыбинска, Самары не скрывали восхищения перед мастерством Капеллы, правда, сетовали, что не могли привезти своих подопечных – правила в «Артеке» строгие, никаких отлучек: «Такую музыку надо слушать всем – не только взрослым, но и детям».

Маэстро Дмитряк специально отобрал для первого вечера только светские сочинения. Причем начал с полонеза «Гром победы, раздавайся!», ставшего неофициальным русским гимном конца XVIII – начала XIX столетия и посвященного его автором, Осипом Козловским, Екатерине II – гению этого города. И, конечно, в конце – после Рахманинова, Танеева, Свиридова, русских народных и фронтовых песен – прогремел «Легендарный Севастополь» на музыку Вано Мурадели, гимн города с 1994 года. Зал встал в едином порыве, подпевая хору, и в этот момент стало ясно, что Капеллу ожидает успех. Шквал аплодисментов растроганной публики стал доказательством того, как нужны такие гастроли.

На второй день Капелла двинулась в Херсонес Таврический, где сохранились остатки древнего городища. Ныне это Гагаринский район Севастополя, но, переступая врата заповедника, ты словно попадаешь в доисторические времена – ощущение, сходное с тем, когда бродишь по римскому Форуму или афинскому Акрополю. Развалины зданий, храмов, омываемых неспокойным Черным морем, – во всем завораживающая первозданность и стихийная сила.

Капелла имени А.А. Юрлова в Свято-Владимирском кафедральном соборе Херсонеса

Вот такой же первозданностью и мощью веяло от исполнения Капеллой духовной музыки Чайковского, Чеснокова, Христова, Свиридова, фрагментов из «Всенощной» Рахманинова в Свято-Владимирском кафедральном соборе Херсонеса. Вибрирующая акустика немного рассеивала звук, поглощая какие-то детали, зато голоса звенели, наполняя собой все церковное пространство. Было поставлено несколько рядов стульев, но большинство пришедших слушало стоя, купаясь в гармонических красотах, забыв о неудобстве и тесноте. Незабываемые минуты парения и слияния со Всевышним!

Плотный график не позволил долго смаковать успех – автобус повез хор на следующую репетицию. Ведь трехдневный вояж в Севастополь завершали кантата «Глория» Вивальди, Коронационный антем Генделя и Реквием Моцарта, где к московским гостям присоединился Севастопольский симфонический оркестр под управлением своего худрука Владимира Кима.

По мнению организатора гастролей, национального представителя Европейской ассоциации артистических менеджеров в России Владимира Дедюхина, «удачными были все три концерта – прежде всего потому, что в Севастополь впервые приехал такой большой хор – не 20–25, а 60 певцов! Ну, и репертуар в целом был предложен редкий, эксклюзивный. Да, Реквием Моцарта, конечно, исполнялся, но Гендель и Вивальди – никогда. Что касается концерта в соборе, то, опять же, “Всенощная” Рахманинова звучала, но – силами куда более скромного, не такого большого состава». Владимир Дедюхин, сам уроженец Севастополя, считает, что в городе традиционно велика тяга к хоровой культуре, здесь люди и сами любят петь, так что такой фестиваль имеет отличные перспективы, и, вполне возможно, в будущем он станет ежегодным.

Надеется на продолжение сотрудничества с Капеллой Юрлова и Владимир Ким: «Мы рассчитываем на март 2019 года, когда будет праздноваться пятилетие возвращения Крыма и Севастополя в Россию. Теперь дело за нашей властью: губернатором, Министерством культуры». А сам Геннадий Дмитряк хотел бы исполнить здесь оперу-ораторию Владимира Рубина «Июльское воскресение. Севастополь, год 1942-й» с участием хоров из Симферополя и Севастополя».

Вариации на тему «удовольствие» События

Вариации на тему «удовольствие»

Трио Даниила Крамера внесло разнообразие в интернет-трансляции из Большого зала консерватории

Беспечный бадминтон События

Беспечный бадминтон

В Театре имени Наталии Сац состоялась российская премьера оперы Филипа Гласса «Жестокие дети» с маркировкой 16+: это единственный спектакль в афише, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми.

Черный паяц События

Черный паяц

Новая постановка «Дон Жуана» на сцене Teatro Sociale в Тренто – копродукция театров Пизы, Ливорно и Лукки и Фонда имени Гайдна Тренто и Больцано.

Раскачали Сибирь События

Раскачали Сибирь

Союз композиторов России вместе с МАСМ «зачитали» современные партитуры в Новосибирске