Легко ли быть Чайковским? Александром События

Легко ли быть Чайковским? Александром

Об этом рассказали публике «Зарядья» сам композитор и его музыка

В Малом зале концертного комплекса «Зарядье» проходит цикл концертов «Я – композитор», организованный Союзом композиторов России. Открывшись в сентябре программой музыки костромского автора Елены Лебедевой, он продолжился в  субботу 19 октября встречей с одним из ведущих современных российских авторов – Александром Чайковским.

Концерты серии «Я – композитор» – дневные, семейные, и потому это не просто традиционное «артисты играют – публика слушает». Программа обычно начинается с беседы, которую ведет куратор цикла, культуролог Анна Генина, и темы затрагиваются часто совсем не те, что обсуждают между собой профессионалы.

Недетская музыка для детей

Ведь и сама Анна – не музыковед, а филолог. Ну так что же, музыка пишется для всех. Например, один из вопросов звучал так: «Каково современному композитору носить фамилию Чайковский?» В профессиональной аудитории это могло быть сочтено за бестактность, но Александр Владимирович не смутился ни на секунду. И ответил, по-моему, очень достойно: не имя определяет качество музыки, а наоборот. Ты сочиняешь не для того, чтобы «соответствовать» фамилии, а потому что именно эти звуки рождаются именно в твоем воображении и ни в чьем другом возникнуть не могут. Имя юного Пети Чайковского наверняка в свое время тоже вызывало насмешку – не потому, что фамилия знакомая, как раз наоборот: да как смеет этот юнец считать себя коллегой Моцарта и Бетховена?.. Но это только до тех пор, пока не появились симфонии, оперы, балеты, концерты, которые теперь знает весь мир… Вряд ли стоит сравнивать «того» Чайковского и «этого». Лучше просто послушать музыку – и по ней заключить, настоящий композитор перед тобой или «однофамилец».

Дискуссия на сцене: Анна Генина и Александр Чайковский

Другой вопрос, заданный Александру Владимировичу, также от профессионала вряд ли услышишь: какой композитор ваш самый любимый? Поскольку любой серьезный музыкант знает столько гениальной и очень разной музыки, что выбрать из нее «самое-самое» невозможно. Герой встречи предпочел зайти в тему чуть по-другому: есть, сказал он, сочинения, про которые понятно, как они устроены. Таких из известных образцов – процентов 80. Но есть музыка, которую он, Александр Чайковский, «объяснить» не может. Например, не понимает, как в человеческой голове могла зародиться мелодия «Erbarme dich» – знаменитая альтовая ария из «Страстей по Матфею» Баха. Или как сочинил Моцарт вторую часть 21-го фортепианного концерта. Или как возникла идея второй части Третьей симфонии Бетховена – самой, по мнению Александра Владимировича, новаторской у этого классика. Я бы, признал он честно, при всем желании подобного не написал. И сознался, что испытывает в таких случаях «настоящую злобу». Анне Гениной в опасении, что юная аудитория может понять эти слова слишком буквально, даже пришлось уточнить, что имелась в виду, конечно, не злоба как таковая, а крайняя степень восхищения и белой зависти – хотя по улыбкам Чайковского и зала, по-моему, было ясно, что они прекрасно поняли друг друга.

Ну и подошло время для самой музыки. Для нынешней программы Александр Владимирович выбрал двойной концерт для скрипки и альта с оркестром «Далекие сны детства». Возможно, рассчитывая, что детские образы в этой аудитории будут наиболее уместны. И, конечно, оттого, что была в тот день возможность пригласить  замечательных исполнителей – молодого скрипача Никиту Борисоглебского, опытного альтиста Назара Кожухаря и Ярославский губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова, у которых эта музыка, что называется, в пальцах.

 Никита Борисоглебский и Назар Кожухарь 

«Сны детства» оказались вовсе не «сладкой грезой». Кое-что объяснил комментарий самого Александра Владимировича: музыка эта возникла под впечатлением от фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», а именно от кадра, где маленький Илюша Обломов радостно бежит под небесно красивую арию Беллини «Casta diva». И этот символ ничем не замутненного, абсолютно невозвратимого, навсегда оставшегося в прошлом детского счастья родил в душе свою музыку – память о собственном детстве.

Как же красива, но отнюдь не безоблачна эта партитура! С каким прихотливым изяществом вьются линии скрипки и альта – словно завораживающее кружение волшебного снегопада. Каким колючим холодом вдруг веет от вьюгоподобной фуги солистов и оркестра. Как грустно ниспадают мелодические интонации под отдаленный звон колокола и тихий тревожный гул тамтама – будто видишь снятое рапидом и пущенное в замедленной проекции кружение канители: так в кино, бывает, показывают минувший, ставший ностальгическим воспоминанием праздник…

А второе отделение, также по традиции цикла «Я – композитор», посвятили тем классическим сочинениям, которые выбрал для программы сам ее герой. Нет, не музыку Баха и Моцарта. Но тех авторов, в чьем творчестве для Александра Чайковского тоже хватает загадок. Это итальянцы Джованни Паизиелло и Джованни Баттиста Перголези. Например, многие ли из присутствовавших на концерте до сегодняшнего дня знали об опере Паизиелло «Севильский цирюльник»? А ведь это прекрасное сочинение на рубеже XVIII и XIX веков восхищало европейскую публику, однако сегодня мы, ослепленные блеском одноименного оперного бриллианта Россини, почти совсем забыли о более старинной драгоценности. А Перголези поражает прежде всего яркостью вспышки своего таланта – автору бессмертной «Stabat mater» и первой в мире оперы-буффа «Служанка-госпожа» было отпущено на этом свете всего 26 лет.

Выбор же конкретных произведений снова определился тем, кого из солистов позвал в программу Чайковский. Это феноменальная мандолинистка, она же домристка и исполнительница еще на нескольких инструментах Екатерина Мочалова. Виртуозность и музыкальность Екатерины поразили Александра Владимировича еще несколько лет назад, когда его, профессора Московской консерватории, пригласили возглавить экзаменационную комиссию на выпускных испытаниях в Гнесинской академии. По его словам, не всякий скрипач так сыграет Первый концерт  Прокофьева, как исполнила его выпускница Катя.

Нынче Екатерина сыграла ми-бемоль-мажорный Концерт Паизиелло для мандолины с оркестром, одинаково естественно чувствуя себя и в трогательной лирике адажио, и в фанфарных кличах крайних частей. А в Концерте си-бемоль мажор Перголези  достигла моцартовской выразительности кантилены.

Екатерина Мочалова и Ярославский губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова 

Ну и, разумеется, респект Ярославскому губернаторскому симфоническому оркестру  – давнему творческому партнеру Александра Чайковского и других современных российских композиторов. И сложная современная партитура, и ажурные – каждая нота на вес золота – классические опусы, включая переложенную для оркестра каватину россиниевского Фигаро, были переданы с истинным артистизмом, а сыгранная на бис пьеса Лероя Андерсона «Вальсирующий кот» – еще и с очаровательным чувством юмора – качеством, которое в большом дефиците на классических музыкальных площадках.

Остается ждать третьего, заключительного концерта этого необычного цикла, придуманного Союзом композиторов России:  творческой встречи с не менее авторитетным, особенно в области детской музыки, композитором – Ефремом Подгайцем, которому в этом году исполнилось 70 лет. Эта программа – 23 ноября.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»