Трамплин в большую жизнь События

Трамплин в большую жизнь

В Омске объявили победителей IV Международного конкурса скрипачей имени Ю.И.Янкелевича. Главный приз – скрипка Эудженио Дегани, изготовленная в Венеции в 1890 году, – присужден Марии Дуэньяс (Испания). «Музыкальная жизнь» подробно освещала предысторию событий конкурса (см. №2, 2018), поэтому поделимся живыми впечатлениями от игры участников и оценим итоги состязания.

Голос скрипки чарует

Разговоры о том, как помолодело сегодня исполнительское искусство, – не рекламный ход. Конкурс Янкелевича – тому наглядный пример. Выходит 10-летняя Софья Колтакова и с таким мастерством и свободой играет «Испанскую симфонию» Лало, что диву даешься. Если закрыть глаза, то ни за что не угадаешь, что эти звуки издает такая кроха. А если добавить, что ребенок приехал из Барнаула – сердца Алтайского края, то ценность взращенного педагогом Светланой Чекановой дарования умножается вдвое.

Проблемы струнников – инструменты, их не всегда достойное качество. 11-летняя Стефания Поспехина – еще одно открытие детской группы – учится в столице, в знаменитой ЦМШ при Московской консерватории. Ее педагог – Екатерина Рахимова, ученица Эдуарда Грача, и в игре ее подопечной чувствуется «фирменность» школы. В первой части Концерта Мендельсона она очаровала романтичностью, искренностью, пониманием драматургии. Но звук скрипки ставит свои преграды, и это особенно оказалось заметно на гала-концерте. На прослушиваниях детям «помогала» чудесная акустика камерного Органного зала. В тысячном Концертном зале мощности инструмента у Стефании, выбравшей Скерцо-тарантеллу Венявского, просто не хватило. Девочки справедливо разделили второе место, уступив высшую награду более старшим участницам.

Победительницы в младшей группе по совпадению выбрали Пятый концерт Вьетана, а также сыграли обязательное сочинение финала – «Арию» А.Александрова. 14-летняя китаянка Вонг Пуй Ин учится в Гонконге. То, что из таких дальних стран приезжают в Омск, безусловно говорит о престиже соревнования. Для победы Вонг Пуй Ин предоставили скрипку Карло Бергонци, и аристократический инструмент вывел свою хозяйку на первое место. Правда, звук, певучая кантилена стали самоцелью исполнительницы, тогда как обладательнице более скромной скрипки Варваре Агаевой и ее педагогу в Гнесинской десятилетке Юлии Красько пришлось подумать и о выстроенности формы, и о контрастах, и о благородстве образов музыки.

Среди участников хорошо показалась ученица Омской Детской школы искусств №1 имени Ю.И.Янкелевича. Елизавета Новикова достойно прошла испытания и аккуратно, технично сыграла вторую и третью части Концерта Хачатуряна. Думается, выбор ее педагогом Александром Муралевым нешаблонного сочинения помог девочке получить третью премию, которую она разделила с Дарьей Манза из Красноярска. На наш взгляд, Концерт Бруха Даше пока дан «на вырост»: повторимся, технических преград почти нет, а вот эмоционального градуса в этой ультраромантической музыке не хватало. Но улыбчивая Даша понравилась омичам, присудившим ей Приз зрительских симпатий. Пожелаем ей и ее педагогу Михаилу Бенюмову, чтобы конкурс Янкелевича стал трамплином в ее судьбе.

Три стипендии получили финалистки Анастасия  Жукова из Калининграда, Ангелина Лобко из Уссурийска, Амина Ахметжанова из Астаны (Казахстан).

Главная борьба развернулась в старшей группе: скрипка Э.Дегани за 90 тысяч евро, –  конечно, сильный манок. К традиционным представителям из азиатских стран прибавились и конкурсанты, приехавшие из Австрии, Германии, Испании, США.

К финалу из 12 скрипачей, допущенных по видеоотбору, осталось четверо, и болельщики уверенно ставили на Марию Дуэньяс, ученицу Бориса Кушнира. Отзывы о ней были самые восхищенные, кроме того, любой мог оценить выбор жюри самостоятельно: на сайте конкурса, впервые в его истории, все туры транслировались онлайн, и съемки остались в архиве в свободном доступе.

15-летняя Мария приехала учиться к знаменитому педагогу в Вену благодаря рекомендации Владимира Спивакова, который заметил ее талант на фестивале «Москва встречает друзей». За два года приобрела стабильность, нарастила технику и развилась в интересного музыканта. Заявив Концерт №1 Паганини, она и ее наставник сделали,  в первую очередь, ставку на виртуозность, но и не только. В этом сочинении очевидна связь стиля Паганини с итальянской оперой эпохи бельканто, где солирующая скрипка сродни вокалисту и должна уметь не только удивлять легкостью в фиоритурах, но и красотой тембра, выразительностью речи. Именно комплекс этих качеств вывел Марию в лидеры, сделав ее в итоге победительницей.

Совсем рядом с ней шел Федор Безносиков, аспирант Московской консерватории (класс профессора Владимира Иванова). Его интерпретация Концерта №1 Шостаковича в финале произвела сильное впечатление. Это «мужской» концерт, требующий большой физической и моральной выносливости. Содержание музыки, созданной Шостаковичем в 1947–1948 годах, можно охарактеризовать как гнетущее: автора мучили гамлетовские вопросы. И молодому человеку, живущему совсем в другое время, непросто встать вровень с такой махиной. Но талант артиста как раз в том, чтобы интуитивно вжиться в образ, и Федору в целом это удалось, как и вся технологическая сторона произведения, напичканного октавами, скачками через струну, пассажами двойными нотами в высоком регистре…

По решению жюри, видимо, суммировавшего предыдущие впечатления, Безносиков удостоился все же второго места – конкурс есть конкурс.

Скромнее выглядели Эйми Вакуи (Япония) и Юн Тань (Китай). Обе занимаются у профессора Пьера Амуайяля, который по каким-то причинам поставил в программах обеих девушек Концерт Сибелиуса, создав им лишний повод для конкуренции между собой. Юн Тань показала себя волевой артисткой, подчеркнув суровый скандинавский колорит Концерта, из-за чего, к сожалению, пострадала вторая, медленная часть, да и вся драматургия сочинения. Крупный звук, умение охватить все сочинение не отменяет чуточку сентиментальности и благородной хрупкости в лирических моментах этой прекрасной партитуры.

Эйми Вакуи, как показалось, переволновалась: в первой части пострадала интонация, вторая рассыпалась по форме, и только к финалу конкурсантка смогла собраться и сыграть его технично и интересно по мысли. Что ж, вероятно выдался «неудачный» день, поскольку на предыдущих этапах она была вполне убедительна.

Эйми Вакуи и Юн Тань справедливо разделили третье место, а часть публики сетовала, что за бортом остались те, кто, быть может, сыграл бы ярче. На самом деле это иллюзия, поскольку у многих в финале «не выдерживают» нервы, а кроме того, сольные туры – одно психологическое состояние, а выступление с оркестром, где ты зависишь от дирижера и акустических условий, – совсем другое. Поэтому будем уважать мнение жюри, выведшее в финале четырех разных по индивидуальности, перспективных молодых артистов. И последим за развитием их карьеры.

А судьи – кто?

Жюри на конкурсе Янкелевича всегда представительно и богато на титульные персоны. Личное приглашение маэстро Спивакова создает «кредит доверия» для иностранцев, многие из которых даже и не знали ранее, где находится город Омск.

Нынешний судейский состав вполне мог бы украсить конкурс в любой точке мира. Борис Кушнир, профессор Венского университета музыки, входил в жюри конкурсов имени Чайковского, Королевы Елизаветы в Брюсселе и многих иных. Борис Кушнир не боится признаться, что строг в оценках. В одном из интервью он сформулировал свою позицию так: «Стараюсь не поддаваться модным современным тенденциям, не идти, так сказать, на поводу у сегодняшних часто более дешевых путей. Шоу в классической музыке, шоу в педагогике. Вот это стараюсь избегать и как скрипач, и как педагог. Часто, когда я бываю в жюри конкурсов, вижу, что некоторые конкурсы выбирают очень таких эффектных скрипачей, которые не соответствуют моим представлениям о настоящем искусстве. Поэтому иногда я остаюсь, скажем так, не в большинстве. Главное, чтобы был смысл. Когда меня музыка не трогает, тогда мне очень тяжело жить».

Пьер Амуайяль, председатель жюри в Омске – профессор университета «Моцартеум» в Зальцбурге, человек мира. Вундеркинд, окончив Парижскую консерваторию в 12 лет, он продолжил свое обучение в Америке, у Яши Хейфеца. Великий русский скрипач по-отечески отнесся к Пьеру и даже подарил ему инструмент – раритетную скрипку Жан-Батиста Вильома. Но с подарком пришлось через некоторое время расстаться, чтобы собрать деньги на покупку одного из лучших Страдивари – «Кочански» (1717).  Объявляя итоги, Амуайяль напутствовал лауреатов: «Главное, что должны вынести все участники конкурса, – необходимость продолжать и дальше совершенствовать свое мастерство». С этим не поспоришь.

Элизабетта Гаретти приехала в Омск из Генуи, родины Паганини. Обладательница эффектной внешности и прекрасный музыкант, она в своей карьере сделала акцент на оркестровой игре. Работала концертмейстером в знаменитых итальянских театрах: в Болонье, в Триесте, в «Ла Фениче» в Венеции. Сейчас совмещает педагогику – она профессор в Консерватории имени Н.Паганини в Генуе, там же возглавляет оркестр в театре Карло Феличе – и параллельно работает концертмейстером Национального оркестра Капитолия в Тулузе.

Впервые в жюри приглашен один из победителей прошлых конкурсов Янкелевича. И это тоже «знак качества»: лауреаты не теряются в потоке жизни, а развиваются и достигают больших вершин в профессии. Сергей Догадин выиграл Гран-при на омском конкурсе в 2013 году, до этого став лауреатом Конкурса имени Чайковского. Теперь его гастрольный график расписан на несколько сезонов вперед, а также он начал пробовать себя в преподавании, приняв приглашение Международной академии искусств Ланьчжоу.

Вновь в составе жюри представитель музыкального цеха Омска – Александр Муралев, артист Омского симфонического оркестра, ведущий педагог по скрипке Омского региона.

Все прослушивания рядом с жюри сидел почетный гость, французский скрипичный мастер Ален Карбонар. Он также не в первый раз приезжает на конкурс Янкелевича, чтобы вручить спецпризы – свои скрипки. Достаточно сказать, что на его инструменте играет Федор Безносиков, получивший ее от Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова как артист оркестра «Виртуозы Москвы». И скрипка достойно выдержала испытание сценой Концертного зала филармонии: она обладает глубоким, красивым тембром и объемностью звучания. В этот раз Ален Карбонар вручил свой приз победительнице в младшей группе Варваре Агаевой.

Рядом с Аленом была его дочь Мазарин, продолжательница династии мастеров Карбонар. Она также привезла скрипку собственного изготовления и вручила ее в дар Детской школе искусств №1 имени Ю.И.Янкелевича. Пока на ней будет играть Елизавета Новикова, а по окончании школы скрипка перейдет в руки следующего юного дарования.

Владимир Спиваков о прорывах, коллекционных скрипках и посохе Диогена

Инициатора, вдохновителя и Почетного президента конкурса Янкелевича Владимира Спивакова всегда ждут в Омске с некоторым трепетом, зная его требовательность и строгость к добросовестному исполнению всех организационных моментов. Никакой халтуры, заниженных планок качества он не пропустит. Может быть поэтому в Омске все так продумано: абсолютно всех конкурсантов встречают в аэропорту, четко расписывают все репетиции, обеспечивают, если нужно, очень квалифицированными концертмейстерами. И вообще относятся ко всем тепло и радушно.

Между прошлым и нынешним конкурсом интервал составил пять лет, все соскучились друг по другу, и Маэстро выбрался на финальный тур и гала-концерт, пробыв два с половиной дня. Роскошь общения с таким прославленным артистом, которой был одарен конкурс, – тоже весьма ценный приз.

Среди офф-программы пребывания необходимо выделить встречу с врио губернатора Омской области Александром Бурковым. Именно от его решения о финансировании зависит, сможет ли и дальше конкурс Янкелевича «козырнуть» своим удивительным призом – коллекционной скрипкой, которую Спиваков присматривает у мастеров на Западе.

«Смысл нашей жизни в том, чтобы делать добро другим людям, заботиться о детях, быть милосердными, – резюмировал свое впечатление после беседы с губернатором Спиваков. – Тогда вы понимаете, что живете полноценно, в гармонии с самим собой. Мне кажется, что губернатор Омской области Александр Бурков это понимает, что он по достоинству оценил конкурс Янкелевича, его значение для Омска, для Сибири, для России. Такие деяния поднимают дух человека, а Россия всегда была сильна своей духовностью. Нужно об этом помнить. Этот конкурс идет в русле призывов нашего президента о прорывах. Считаю, что прорывы должны быть не только в обороне, машиностроении, но и в культуре тоже».

Когда же молодые музыканты вновь приедут в Омск? «Дата следующего состязания зависит в том числе и от того, насколько быстро я смогу найти скрипку для приза, – объяснил Спиваков. – Эту скрипку я искал более полутора лет: мне помогали мастера из Парижа и Нью-Йорка. Важно было найти инструмент, качество звука которого и сохранность соответствовала его стоимости. Скрипка как живое существо. Сейчас артисты выступают в больших залах, с оркестрами. Инструмент должен иметь сильный яркий звук. Скрипка Дегани – в идеальном состоянии».

В эти дни Владимир Спиваков неоднократно вспоминал своего учителя, в честь которого он приехал на его малую родину, в Омск. Многие заветы стали путеводными маяками, в том числе мысль, что «хорошо получить фонарь Диогена, теперь нужно получить его посох». То есть, поясняет Маэстро, надо пройти жизнь со всеми ее трудностями. «Они бывают у всех. Нужно иметь терпение, чтобы их преодолеть. А терпение – это мужество».

Конкурс завершился в атмосфере праздника и радости. Со сцены вручались премии и дипломы, благодарственные письма за подписью губернатора Омской области всем членам жюри. А Омская филармония преподнесла дорогим гостям свой приз – «сладкий подарок» – торт в виде скрипки. Забавный казус – кулинары сделали пять струн вместо четырех – директор Омской областной филармонии Ирина Лапшина с юмором «повернула» в свою сторону. «Пятому Международному конкурсу имени Янкелевича – быть!»

Фото предоставлены пресс-службой Омской филармонии

Студенты и раритеты События

Студенты и раритеты

Выпускники ГИТИСа делают выбор в пользу редких партитур

Моцарт у Данте События

Моцарт у Данте

Риккардо Мути и Маурицио Поллини – ​две мировые звезды, два старых итальянских друга открыли Тридцатый фестиваль в Равенне во Дворце Мауро де Андре, исполнив два концерта Моцарта – ​ми-бемоль мажор KV 449 и ре минор KV 466 в сопровождении Молодежного оркестра Луиджи Керубини.

За кадром События

За кадром

В Большом зале Московской консерватории впервые в живом исполнении прозвучала музыка Кузьмы Бодрова к фильму «Собибор» Константина Хабенского.

Герои Дюма в жанре мюзикла События

Герои Дюма в жанре мюзикла

О премьере в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева