Мини-цикл «Опера. Одержимость» будет представлен в «Филармонии-2»

13.03.2023
Мини-цикл «Опера. Одержимость» будет представлен в «Филармонии-2»

Московская филармония и арт-объединение CoolConnection представляют мини-цикл «Опера. Одержимость» — показы спектаклей со вступительной лекцией оперного эксперта и драматурга Ильи Кухаренко. Показы пройдут 25 марта и 15 апреля в Виртуальном зале «Филармонии-2», начало в 14:30.

Илья Кухаренко объединил оперы двух великих композиторов ХХ века — «Игрок» (1916) Сергея Прокофьева и «Саломея» (1905) Рихарда Штрауса — в своеобразную дилогию про две разрушительные одержимости. Партитуры, которые разделяет чуть более десятилетия, отразили разные полюса эстетических поисков в оперном театре начала столетия. Спектакли Дмитрия Чернякова (2008) и Ромео Кастеллуччи (2018), также разделенные десятью годами, представляют два авторских направления режиссерского оперного театра начала XXI века, удостоенных безусловного признания профессиональной критики и публики.

Где Черняков?

Дмитрий Черняков — не только один из самых известных в мире российских оперных режиссеров. Он также один из главных адептов и популяризаторов русских названий на мировых сценах, прежде всего опер Римского-Корсакова и Прокофьева. Постановка «Игрока» — одно из первых обращений режиссера к Прокофьеву. Премьера спектакля состоялась в 2008 году на сцене Берлинской Штаатсопер под управлением Даниэля Баренбойма с выдающимся составом во главе с Кристиной Ополайс и Мишей Дидыком.

«Саломея» Штрауса стала триумфом в Зальцбурге сопрано Асмик Григорян и режиссера Ромео Кастеллуччи. «Саломея» — один из самых скандальных сюжетов начала ХХ века. На основе знаменитой пьесы Оскара Уайльда Рихард Штраус написал экспрессионистский шедевр, музыка которого уже без всякого стеснения оглядывалась на Фрейда. Все эти мотивы, безусловно, есть и в постановке Кастеллуччи, но его история развивается в пространстве красивых и странных символов и ритуалов.

«Саломея» и шесть клонов

Илья Кухаренко — театровед, музыкальный критик, оперный драматург и продюсер. Выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС) и аспирантуры Государственного института искусствознания. В качестве критика и редактора отделов культуры сотрудничал с такими изданиями, как «Газета», «Известия», «Vogue», «Труд», «Сноб», Colta, «Театр», «Коммерсантъ». В качестве драматурга принимал участие в постановке опер «Медея: материал» Дюсапена, (реж. Филипп Григорьян, Пермский театр оперы и балета), «Дон Паскуале» Доницетти и «Русалка» Дворжака (реж. Тимофей Кулябин, Большой театр России), «Риголетто» Верди (реж. Тимофей Кулябин, Оперный театр Вупперталя) и др. В 2018 году выступил куратором и драматургом проекта «Кантаты. Lab» в Большом театре с участием артистов Молодежной оперной программы ГАБТ и студентов режиссерских мастерских О. Кудряшова и Д. Брусникина.

Начало лекции — в 14:30, начало показа — в 15:00.