Эта юная пианистка уже блистает на самых престижных сценах. Она не по годам серьезна, сосредоточенна и целеустремленна. Букет ее побед на конкурсах впечатляет, а недавно Ева Геворгян (ЕГ), ученица ЦМШ, стипендиат Международной Академии музыки в Лихтенштейне, была названа жюри престижной премии ICMA «Открытием года». Мы поздравляем талантливую артистку и представляем ее творческий портрет в беседе с Евгенией Кривицкой (ЕК).
ЕК Какие чувства вы испытали, получив известие, что удостоены премии ICMA?
ЕГ Радость и счастье, так как для любого музыканта выступить с Симфоническим оркестром Люцерна – большое событие в его профессиональной карьере. Эта премия послужила толчком для моего дальнейшего развития. Я почувствовала большую ответственность за то, что я буду представлять свою страну на таком мероприятии. И, конечно, большая честь принимать участие в такой значимой в классическом мире церемонии наравне со всемирно известными мэтрами.
ЕК Вы за свои 14 лет успели получить лауреатские звания на 40 конкурсах. То есть в год примерно 4-5 раз вы принимаете участие в довольно-таки волнительных испытаниях. Не тяжело?
ЕГ Конкурсы очень важны в жизни музыкантов, поскольку это возможность себя показать перед большой аудиторией. Я отношусь к конкурсам не как к очередным соревнованиям, а как к получению нового опыта и ангажементов. После конкурсов меня часто приглашают на различные фестивали и концерты, что для меня важно и является одной из главных причин, почему я продолжаю свой конкурсный марафон.
ЕК Я слышала и иные мнения, что конкурсы тормозят развитие и расширение репертуара, так как ребята переезжают с одного состязания на другое и играют примерно одинаковый набор пьес.
ЕГ Это совершенно не мой случай, я всегда меняю программу на конкурсах. Программа постоянно должна обновляться, а репертуар – расширяться.
ЕК В прошлом году в качестве приза вы получили право сыграть сольный концерт в театре Феррары. Это было интересно? Что вы играли?
ЕГ Да, прекрасный опыт – потрясающий театр, очень красивый зал и теплый прием публики. Я исполняла Токкату соль мажор Баха, Десятую сонату Бетховена, Вторую сонату Шумана соль минор, «Sposalizio» («Обручение») Листа, а также его Испанскую рапсодию и Полонез Шопена fis-moll. В качестве биса исполняла Трансцендентный этюд Листа «Метель» и Итальянскую польку Рахманинова в обработке Аркадия Володося.
ЕК Довольно стандартный набор классических сочинений. А почему бы не придумать какую-то концептуальную или тематическую программу?
ЕГ По поводу репертуара я всегда советуюсь с моим замечательным преподавателем, профессором Московской консерватории Наталией Владимировной Трулль. Я играла достаточно много нестандартных и малоисполняемых произведений, например, Фридриха Гульды, Пьера Санкана, Уильяма Болкома, Хоакина Родриго, Эрнесто Лекуоны. Насчет тематических программ – пару лет назад у меня был концерт, состоявший из произведений Шопена: все этюды из 10-го опуса, Второе скерцо, Третья баллада. На одном концерте в Новоуральске я исполнила весь цикл Чайковского «Времена года», в Ереване – все «Музыкальные моменты» Рахманинова.
ЕК У вас красивые концертные платья – платья принцессы. Для вас эффект вашей внешности важен?
ЕГ Нельзя выходить на сцену, не задумываясь о том, как выглядишь со стороны. Но, безусловно, я больше внимания уделяю игре, звуку – наряды на втором плане.
ЕК Стесняться не стоит. Платья тоже могут вдохновлять. Есть в то же время и современный стиль: Юлианна Авдеева выходит, к примеру, во фраке «а-ля гарсон»…
ЕГ Знаете, я выступала несколько раз в брюках и во фраке. Удобно, но в платье я чувствую себя более женственно и утонченно.
ЕК У вас есть традиция или правило, как себя настраивать перед концертом?
ЕГ Я мысленно проговариваю, что играю не для себя, а для публики в зале, меня это мотивирует и успокаивает и настраивает на рабочий лад. А то иногда отвлекаешься на то, «какое ответственное выступление, какой важный зал», «как страшно», а важно думать не об этом, а как доставить людям какие-то эмоции, чтобы они вышли с хорошим настроением, с какими-то мыслями после концерта.
важно думать не об этом, а как доставить людям какие-то эмоции, чтобы они вышли с хорошим настроением
ЕК Вы несколько раз бывали в «Сириусе» в Сочи. Поделитесь впечатлениями?
ЕГ «Сириус» – это замечательный лагерь для одаренных детей со всей России, и я счастлива, что побывала там целых три раза – и как пианистка, и как композитор. Благодаря «Сириусу» у меня появилась возможность завести много друзей и позаниматься с высококвалифицированными преподавателями. Атмосфера в образовательном центре очень дружелюбная, мы все были одной большой семьей. А также нас очень вкусно кормили.
ЕГ А с кем вы занимались?
ЕГ По фортепиано – с Еленой Рудольфовной Рихтер, Татьяной Михайловной Загоровской и Евгением Владимировичем Михайловым, который пригласил меня поучаствовать в международном фестивале в Казани «Фортепиано без границ» и выступить в Большом зале имени С.Сайдашева. По композиции моими наставниками были Кузьма Александрович Бодров, Игорь Ефимович Рогалёв и Наталья Николаевна Карш.
ЕК Вы участвовали в программе «Недетский разговор» и даже задали вопрос президенту. Вы заранее готовились? И что за вопрос, который требовал ответа первого лица страны?
ЕГ Вопрос, который я задала Владимиру Владимировичу Путину, давно волновал меня и моих сверстников, которые учатся в специальных музыкальных школах. Я спросила его об экзаменах ОГЭ в 9-м классе, а точнее о возможности сдачи нами вместо двух экзаменов по выбору из общеобразовательных предметов, экзаменов по музыкальным предметам, таким как теория, музыкальная литература, сольфеджио или гармония. Президент сказал, что подумает над этим вместе с его коллегами, и я очень надеюсь на скорое осуществление моей просьбы. Для профессиональных музыкантов это было бы большим облегчением, так как мы много времени уделяем изучению именно этих предметов.
ЕК Вы упомянули композицию. Считаете ли, что в будущем композитор может вытеснить в вас пианистку?
ЕГ В основном сочиняю камерную музыку и произведения для фортепиано, пробую разные стили. Сейчас не удается много времени посвящать композиции, в будущем я бы хотела сочинять больше, но не думаю, что это перевесит исполнительство.
ЕК Вы объездили уже много стран, был ли в вашей практике случай, чтобы вы выступали в каком-то необычном зале?
ЕГ Самый необычный зал… Я играла в Италии, в городе Кьети, в музее. По периметру зала были расположены пробирки и банки с заспиртованными животными. Было немного жутковато.
ЕК Вам только 14 лет, иногда хочется каких-то развлечений? Время на это остается?
ЕГ В поездках я знакомлюсь с разными городами, учусь, в школе у меня замечательные друзья, мы вместе гуляем, проводим досуг. Также мне нравится учить новые языки – мне постоянно говорит педагог по фортепиано, и сама я понимаю, что музыкант должен развиваться всесторонне, читать книги, смотреть фильмы, чтобы были эмоции, которые можно воплотить в музыке. А еще я люблю выращивать растения: у меня на кухне растут кактусы, они слушают, как я занимаюсь, и цветут даже зимой! Мне это очень нравится!
ЕК Кактусы специально покупаете?
ЕГ Сначала да, а потом, узнав о моем хобби, люди стали дарить их на концертах.
ЕК На каком инструменте вы дома занимаетесь?
ЕГ У меня пианино «Ямаха», оно стоит на кухне – единственном месте в квартире, откуда его не слышно соседям.
ЕК Они не одобряют вашу профессию?
ЕГ Видимо, я так много репетирую, что им это надоело.
ЕК Возвращаясь еще раз к теме конкурсов. Лауреатство в Grand Piano Competition имело какое-то особое значение в вашей судьбе?
ЕГ Конечно. Grand Piano Competition принес не только ангажементы, но сделал меня более узнаваемой, известной для любителей классической музыки. Быть в команде Дениса Леонидовича Мацуева – это как попасть в олимпийскую лигу чемпионов, это очень престижно.
Английскую версию интервью можно прочитать здесь.