Летний фестиваль классической музыки в Истре возник год назад по инициативе художественного руководителя Московской областной филармонии Максима Дунаевского. Музей «Новый Иерусалим», расположившийся рядом с Ново-Иерусалимским монастырем – жемчужиной Подмосковья, выступил в качестве соорганизатора и предоставил внушительных размеров территорию, идеально подходящую для концертов на открытом воздухе. Фестиваль прошел на высоком художественном уровне, но все же, как признался Дунаевский на пресс-конференции в ТАСС накануне открытия нынешнего фестиваля скорее был «пилотным». В этот раз творческие идеи диктовал главный приглашенный дирижер Госоркестра имени Е.Ф.Светланова Василий Петренко – его богатый опыт в проведении концертов подобного формата за рубежом оказался очень кстати. Программу фестиваля «Лето. Музыка. Музей» Петренко составлял, опираясь на прочные связи, исполнительский класс музыкантов и хороший вкус. Пианист Кирилл Герштейн, скрипачка Алина Ибрагимова, скрипач Илья Грингольц, три выдающихся дирижера – сам Василий Петренко, Владимир Юровский и Андрей Борейко – рядом эти имена можно встретить разве что на европейских фестивалях. Если Петренко удастся развить свои идеи и подкрепить начатое в следующем году, то, вероятно, Истра имеет шансы попасть в число тех событий, которые рекомендуется посетить при любых погодных условиях. Коллективом-резидентом всех дней фестиваля выступает Госоркестр имени Е.Ф.Светланова. После традиционных Летних просветительских концертов в филармонии ГАСО героически принял open air-челлендж.
Василий Петренко: Одно из главных преимуществ классической музыки – ее разнообразие
30 июня, в день открытия, с самого утра шел дождь, и казалось, он не собирался заканчиваться. Глядя на свинцовые тучи, обложившие небо над Ново-Иерусалимским монастырем, становилось ясно, что зрителям предстоит пройти проверку на стойкость. Однако перед выходом ГАСО на возведенную сцену погода сжалилась над любителями классической музыки – выглянуло солнце. Эту радостную новость не могли не отметить организаторы фестиваля, которые выступили с приветственным словом перед тысячной аудиторией (для тех, кто не смог добраться до концерта, была организована онлайн-трансляция ВКонтакте). В первый день open air за дирижерский пульт встал Василий Петренко – главный приглашенный дирижер светлановского оркестра, с которым не так давно провел финальный тур у пианистов на Конкурсе Чайковского.
Открыла фестиваль в Истре «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова. С ГАСО солировал Кирилл Герштейн – опытный пианист, живущий в США, а с недавних пор ставший профессором в берлинской Высшей Школе музыки имени Ханса Эйслера. Выступление прошло не совсем гладко. Поначалу сильно мешала подзвучка оркестра: странное шипение, исходящее то ли от колонок, то ли от микрофонов, стало практически новым контрапунктом партитуры. Затем оказалось, что баланс между солистом и музыкантами выстроен странным образом – можно было подумать, что Рахманинов написал свою Рапсодию для фортепиано соло. Впрочем, лирические вариации (и особенно ре-бемоль-мажорный гимн) были исполнены упоительно-чувственно, мелодии широко разливались под слабый, но отчетливо слышимый перезвон колоколов невдалеке (которого наверняка так не хватало Рахманинову, когда он писал этот цикл на своей вилле в Швейцарии). А на традиционный бис Герштейн словно решил напомнить о геолокации фестиваля и представил джазовую обработку песни «Подмосковные вечера», предсказуемо собрав шквал аплодисментов.
После небольшого антракта прозвучало сочинение, которое идеально вписывалось в формат open air – Пятая симфония Малера. Пасторальные мотивы, темы лендлера в третьей части, да и, собственно, австро-немецкие интонации малеровского опуса на какое-то время заставили поверить, что все это происходит не в сорока километрах от Москвы, а, например, в парке у дворца Шёнбрунн. Знаменитое Адажиетто, начавшееся уже в сумерках дня, доставило публике настоящее эстетическое удовольствие. И только к финальному апофеозу погода, до того словно принявшая просьбы организаторов, все же не выдержала. Первые капли дождя возникли одновременно с первыми звуками духовых инструментов, и дождь, разгоняясь под новые проведения фуги, с силой обрушился на зрителей. Стоит ли говорить о том, что потом всем стало явно не до Малера – шуршания дождевиков перемежались с раскрытием зонтиков, которые образовали разноцветную мозаику. Музыканты продолжали невозмутимо играть, явно радуясь, что у них есть крыша над головой, а на широких экранах было видно, как дирижер нервно поглядывает в стороны, словно оценивая новые условия концерта. Но, как справедливо заметил Максим Дунаевский, «русский зритель привычен ко всему» – массового побега на второй половине финала не случилось. И это наглядно свидетельствовало о том, что уважение и благодарность к исполнителям, любовь к классической музыке выше каких-либо природных катаклизмов.