«Мы получили опыт репетиционной работы именно с певцами, что является важной частью дирижерской профессии, но чему не всегда успевают уделять достаточно внимания в дирижерских классах», – резюмировал итог второкурсник-симфонист Михаил Астафьев. Действительно, темой встречи стала опера «Травиата» Верди. На примере отдельных сцен Теодор Курентзис, расположившийся за столиком перед сценой, показал, как дирижер должен проходить с певцами их партии.
Никаких программных речей в сторону публики, состоявшей в основном из студентов дирижерско-хорового факультета, вокалистов и педагогов преимущественно тех же кафедр во главе с ректором Московской консерватории Александром Соколовым. Курентзис сел спиной к залу и лицом к сцене, говорил в петличку-микрофон и был весь сосредоточен на музыке. Только конкретные указания – как взять вставной ми-бемоль третьей октавы в финальной каденции арии Виолетты, как артикулировать слоги, согласные, как делать снятие в конце фраз. Если Ольге Полторацкой, солистке Оперной студии Московской консерватории, удавалось что-то не сразу, маэстро обращался к Надежде Павловой. Пермская прима, певшая в постановке «Травиаты» Роберта Уилсона, сидела рядом с клавиром «на стреме» и была готова с любого такта продемонстрировать эталонный образец интерпретации. Но Ольга Полторацкая, обладающая весьма впечатляющими вокальными данными и достаточным сценическим опытом, «ловила» все с ходу.
Наблюдая, как маэстро методично и кропотливо выстаивает нота за ноту партию, мне невольно пришлось задуматься, остается ли в этом случае возможность для проявления индивидуальности певца. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Госпожа Бовари – это я». Наверное, Теодор Курентзис мог бы сказать так о любом персонаже вердиевской оперы, настолько ясно и подробно он представлял, что и как надо петь не только Виолетте, но и Альфреду, Жермону; какова психологическая подоплека каждой интонации, каждого нюанса.
«Вы должны управлять певцами», – сделал он замечание дирижеру Климу Катенину. Молодой человек улыбался, но сохранял статичность тела и экономность жестов, тогда как Курентзис буквально «излучал» сгустки энергии в сторону Ольги Полторацкой и Кирилла Панфилова (Жермона), изгибами корпуса и руками «прорисовывая» фразы и создавая некое взаимное поле притяжения. Как восполнять такие энергозатраты? Этот вопрос, кажется, не задавался молодыми маэстро, ошеломленными таким градусом темперамента. А зря – ответ был бы не безынтересен и точно полезен практически.
Мария Курочкина, миниатюрная девушка-дирижер, знакома не понаслышке с принципами Теодора Курентзиса: она посещала его мастер-классы во время «Дягилевского фестиваля» в Перми и даже показала в рамках Образовательной программы в минувшем году оперу «Шаги» Рамазана Юнусова на заводе Шпагина. Уроки явно не прошли впустую: держалась Мария достаточно живо и активно реагировала на реплики маэстро.
В консерватории такие мастер-классы уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Только в прошлом учебном году с ребятами занимались Михаил и Дмитрий Юровские, Юрий Темирканов – дирижеры разных поколений, со своими подходами и взглядами. Но именно это и делает общение с ними столь ценным. «Какое же это счастье – иметь возможность учиться у таких мастеров! – написала Мария Курочкина на своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) после встречи с Темиркановым. – И спасибо дорогой альма-матер за организацию такого потрясающего события».