Куда уводят фантазии композиторов События

Куда уводят фантазии композиторов

«Композиторские читки», проведение которых планировалось в Санкт-Петербурге в июле, из-за эпидемиологической ситуации «переехали» в Москву

Первый день «Читок» открылся лекцией петербургского композитора Владимира Раннева, а завершился индивидуальными занятиями с ним и с доцентом Московской Консерватории Ольгой Бочихиной. В центре, конечно, главное событие – собственно читки с листа участников Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Играли пьесы молодых композиторов из разных городов России – Казани, Ростова-на-Дону, Саратова, Питера и Москвы.

Перед началом видишь в холле воодушевленные и улыбающиеся лица, слышишь профессиональные дискуссии и обсуждения  – живая творческая и рабочая атмосфера. С другой стороны – чувство некоторого непонимания, возникающие в течение всего дня внутренние вопросы. Смотришь на лица молодых композиторов, наблюдая смену эмоций – от включенности и заинтересованности до непонимания и взволнованной неуверенности. Показалось интересным разобраться, что может вызывать эти чувства на таком большом и важном воркшопе по современной музыке, одном из немногих в России?

Роман Минц: «Я могу сказать не как музыкант, а как гражданин»

Скрипач МАСМ Роман Минц обычно дает комментарии по поводу приемов и исполнительских техник, но о сочинении «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина не удержался и высказался о художественной, идейной составляющей произведения. Интересная, но довольно «жесткая» дискуссия по поводу этой пьесы вызвала размышления по поводу выбранных для исполнения пьес.

Сыгранные в первый день «Читок» сочинения молодых композиторов оказались очень разными – не только по стилю письма, но и по уровню. Наряду с профессиональными зрелыми произведениями прозвучало несколько ученических работ. Огромную разницу в уровне слышали и сами композиторы, и слушатели, подтверждал эти впечатления и дальнейший разбор музыкантами пьес. Возникает вопрос: корректно ли было приглашать композиторов с настолько разным уровнем, чтобы так наглядно показать эту разницу? Что получают от этого молодые авторы, которые еще только учатся овладевать классическими техниками, а не ищут свой путь в современной музыке? Возможно, у организаторов проекта были свои причины и особая концепция выбора, поэтому будет интересно побеседовать с ними об этом в следующие дни «Читок».

Роман Минц

Но здесь есть и другой вопрос. Может ли вообще произведение прозвучать хорошо, если сыграно оно с листа и без репетиции с композитором? Какие-то сочинения – могут. В первый день прозвучало несколько пьес, авторы которых услышали их в профессиональном исполнении солистов МАСМ и получили полезные, точные рекомендации. Это были мелодичные и довольно простые по музыкальному языку Соната для виолончели и фортепиано Анастасии Богомаз, «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина и «Инь-Ян» Екатерины Тарасовой.

Но не все пьесы можно сыграть без репетиций. Есть четко выверенные сочинения с большим количеством приемом и техник, хорошо сыграть с листа их просто невозможно для музыканта любого уровня. Выигрывает ли композитор от такого исполнения? Получают ли зрители корректное представление о его музыке? Да, суть проекта не в концертом исполнении, а именно в его «Читке», но тогда уместны ли комментарии музыкантов композитору в таком случае?

Владимир Раннев: «Я вам сейчас спою»

Владимир Раннев на своей лекции рассказал о том, что музыка тувинцев и эскимосов может быть похожа на сочинения самых радикальных современных авторов, а также о том, как много страшных историй сочиняют про пианино. Кроме того, композитор поделился с участниками уникальной схемой своей оперы «Сверлийцы», выполненной в баре на салфетке.

Владимир Раннев

Строго говоря, Раннев провел скорее композиторскую презентацию, чем лекцию, но это было уместно и увлекательно. Композитор последовательно рассказал об особенностях работы с текстовым материалом на примере своих сочинений разных лет. Молодые участники читок, которые только овладевают классической техникой, вряд ли овладели новыми практическими знаниями, но зато получили бесценный опыт общения с Владимиром Ранневым. Ведь о чём ещё рассказывать современному композитору, как не о своей музыке, которая пишется сейчас и так актуальна именно сегодня.

Виктория Коршунова: «Дело в том, что Владимир Раннев друг со всеми»

Вообще в первый день «Читок» чувствовалась очень дружеская атмосфера. После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Все это создает такую домашнюю атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в свое удовольствие, для себя и немного для публики. Интересно и даже немного волнительно, как пройдут следующие дни проекта. Какими будут пьесы молодых композиторов и, конечно, кто из них получит главную денежную премию, предусмотренную за лучшее сочинение.

Расписание следующих дней таково. Пьесы будут исполняться еще два дня, 13 и 14 августа с 14:00 до 17:00 в Музее Прокофьева. 13 августа с 11:00 до 13:00 пройдёт лекция композитора, эссеиста и лектора Антона Светличного. В 20:00 – Концерт МАСМ с интереснейшей программой. Музыканты сыграют сочинения Валентина Сильвестрова, Александра Вустина, Сергея Невского, Владимира Мартынова и Арво Пярта. А также нечасто исполняемых в России Джачинто Шельси, Роберта Эйткена  и Юдзи Такахаси.

14 августа – лекция Ольги Бочихиной и вечерние индивидуальные занятия с ней и Антоном Светличным. 15 августа – заключительный концерт МАСМ с сочинениями российских современных композиторов – Владимира Раннева, Антона Светличного, Ольги Бочихиной, Марка Булошникова, Алины Подзоровой и Дениса Хорова.