Глинка, Рахманинов, Чилеа, Лара, Куртис… Организатор – «Росконцерт» – сделал ставку на звездный состав солистов. «Мы благодарны нашим исполнителям, которые рвутся выйти на сцену и готовы преодолевать любые препятствия», – подчеркнула министр культуры РФ Ольга Любимова, отметив, как непросто было попасть в Россию, в Москву Анне Нетребко и Юсифу Эйвазову. Однако пестрая программа без какого-либо патриотического содержания и явно развлекательного характера вызвала ожидаемые вопросы журналистов (а впоследствии и у публики, о чем можно судить по откликам в соцсетях) на пресс-подходе перед началом концерта. «Что у каждого из наших выдающихся музыкантов на душе, то они и исполняют», – прокомментировал Денис Мацуев концепцию программы «Россия – Миру», к 75-летию окончания Второй мировой войны. А Анна Нетребко добавила: «В музыке нет границ». Ну, это как посмотреть.
Если уместность Вокализа Рахманинова – выбор маэстро Александра Сладковского – в такой вечер оспорить трудно, то неаполитанские песни прозвучали явным диссонансом во всех смыслах. Выход Юсифа Эйвазова ведущий Юлиан Макаров предварил многообещающим анонсом: «Какой же гала-концерт без сногсшибательного тенора!» И «по закону подлости» в хитовой «Гранаде» солиста в зале почти не было слышно, как он не пытался форсировать звук. Более удачно прозвучала песня «Мне не забыть тебя», где Анна Нетребко в коралловом платье с пайетками повальсировала с супругом, поддержав его в дуэте.
Из серьезного репертуара примадонна выбрала арию Адрианы Лекуврёр из одноименной оперы вериста Чилеа. Мне помнится премьера в Мариинском театре три года назад, где этот эпизод в исполнении Анны стал одной из кульминаций постановки. В КЗЧ обозначились новые нюансы: наращивая низы и средний регистр, певица принесла в жертву медовую сладость верхов, которыми она раньше очаровывала. Что ж, у всех артистов наступает период экспериментов, и понадеемся, что любимица публики Анна Нетребко вскоре войдет в пик формы.
С большим вкусом и мастерством пел Ильдар Абдразаков, который продемонстрировал не только ожидаемую мощь, красоту тембра, но и феерическое пиано в арии из рахманиновского «Алеко» и в персидской песне «Клубится волною» Антона Рубинштейна.
Заявленный в афише Юрий Башмет с пьесой «Кол Нидрей» Бруха внезапно вышел играть «Лебедя» Сен-Санса под аккомпанемент арфы, что показалось неадекватной заменой. Хотелось, конечно, услышать знаменитого артиста в драматическом репертуаре. Зато Третий концерт Бетховена, сыгранный Денисом Мацуевым с прекрасным вкусом и чувством стиля, попал «в десятку». Безусловно, можно обсуждать, насколько уместно ставить получасовое сочинение в программу из миниатюр. Но что касается содержательности музыки – то она абсолютно отвечала поводу вечера, где если и предполагается ликование, то возвышенного толка.
Нынешний «роман» Мацуева с Шопеном (пианист выучил за время пандемии Второй фортепианный концерт), как показалось, наложил отпечаток на интерпретацию. Бетховен прозвучал лиричнее, чем можно было предполагать, зная манеру солиста. Денис показал европейский подход к стилю композитора, побаловав детализацией звуковых красок и штрихов. Получилось свежо и интересно. Добрым соратником всем солистам стал Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова с Александром Сладковским за дирижерским пультом. Он, как всегда, был чуток в аккомпанементах, стремясь к равному музыкальному диалогу с солистами. В оркестровых номерах – бравурной увертюре из «Руслана и Людмилы» Глинки и заводной Фарандоле из «Арлезианки» Бизе – дирижер смог зажечь музыкантов и публику своим темпераментом, оставаясь в рамках хорошего художественного вкуса.