Музыка будет вечной Мнение

Музыка будет вечной

Как индустрия массовых мероприятий справляется с последствиями пандемии

Несмотря на первые послабления на проведение культурных массовых мероприятий, отдельные отрасли индустрии до сих пор стоят на паузе. Что ждет большие музыкальные фестивали, как себя чувствуют клубы после полугодового простоя и на что могут рассчитывать организаторы мероприятий, разбиралась «Музыкальная жизнь».

Отмены и переносы концертов в Москве начались в начале марта, когда мэр Сергей Собянин своим указом запретил проводить в столице массовые мероприятия численностью больше пяти тысяч человек. Чтобы не превысить установленный властями лимит, организаторы концерта фронтмена Rammstein Тилля Линдемана попросили музыканта выйти на сцену дважды – в 15:00 и 19:00. Собственно, это мероприятие стало последним перед почти полугодовым локдауном. Схлопнулись российские границы – въезд на территорию страны для иностранцев был закрыт и запрещен по сей день. Если в начале весны казалось, что карантин продлится от силы пару месяцев, то в мае перспективы вернуться к прежней культурной жизни с каждым днем становились все более призрачными.

Локдаун пришелся на пик концертного сезона – именно весной и летом по всему миру проходит больше всего концертов и музыкальных фестивалей. Какие-то мероприятия удалось перенести на осень – зиму 2020 года, но большинство, особенно связанные с приездом зарубежных музыкантов, рискуют не состояться даже в следующем году.

Продюсерский центр Fame Academy более пятнадцати лет занимается прокатом и организацией концертов звезд российской и зарубежной эстрады. В 2019 году только в рамках двух проектов центра – «Дискотека “Союз”» и «Дискотека 80-е» – прошло больше восьмидесяти концертов по всей стране. В этом году планировалось провести как минимум столько же. Как рассказал «Музыкальной жизни» креативный директор продюсерского центра Аркадий Маликов (на фото справа), уже с конца февраля начали выходить постановления о режиме повышенной готовности: «Прямого запрета на концерты не было, но введеные ограничения по численности граждан в одном помещении делали проведение мероприятий нецелесообразным». Большую часть весенних концертов компания отменила, а оставшиеся были перенесены на 2021 год.

Сейчас, когда власти (правда, пока не во всех регионах) разрешили проводить выступления в клубах и на открытых площадках с ограниченным числом посетителей, Fame Academy поставила свои мероприятия на паузу. «В цирках и ледовых дворцах, в которых мы, как правило, работаем, сложно соблюсти все нормы, предписанные Роспотребнадзором, – поясняет Аркадий Маликов. – Кроме того, 50-процентное наполнение зала совершенно нерентабельно. А мы не можем продавать билеты в два раза дороже. Поэтому ждем снятия запретов, пытаемся что-то делать в смежной сфере».

К слову, сфера организации массовых культурных мероприятий не попала в программы господдержки, поэтому месяцы простоя владельцы бизнеса «вывозили» на собственных плечах. «Самое страшное, что нет конкретики, когда будут сняты ограничения, – добавил Маликов. – Послезавтра, через четыре месяца или, может, через пять лет? Такая неопределенность не только не позволяет хоть что-то планировать, но и не дает выстраивать взаимоотношения с кредитными организациями».

Сфера проката концертного оборудования – еще одна отрасль, сильно пострадавшая за время полугодового локдауна. Как пояснил «Музыкальной жизни» Антон Деревягин (на фото слева), поставляющий оборудование для корпоративных мероприятий, большинство таких компаний просто не подходят под программы господдержки – формально прокат оборудования не был запрещен. Поэтому ни о каких арендных каникулах и прочих послаблениях речи не идет – владельцы бизнеса все это время снимают склады за свой счет, рассчитывая только на лояльность арендодателей. Антон Деревягин рассказал, что многие даже крупные компании были вынуждены «переехать» за МКАД и снимать склады там, хотя до этого базировались в пределах Третьего транспортного кольца, поскольку именно в центре проходит большинство мероприятий. «Обидно, что на нашу сферу никто не обратил внимания, хотя именно нас “выключили” первыми, – посетовал наш собеседник. – 8 марта у нас было запланировано мероприятие в торговом центре, но 5 марта его уже отменили. И даже спустя полгода нет понимания, когда что-то изменится».

После снятия жестких ограничений, рассказал Антон Деревягин, первым начал «оживать» частный сектор (свадьбы, юбилеи и прочее), а коммерческие мероприятия только-только понемногу приходят в себя. «У корпоративов есть важная особенность – длительная стадия подготовки проектов, – поясняет наш собеседник. – Нельзя провести выставку или презентацию “с колес”. На подготовку такого мероприятия нужен как минимум месяц. А на фоне сообщений о грядущей второй волне компании особо не торопятся что-то заказывать». По словам Деревягина, ранее запланированные мероприятия были отменены, а когда состоятся перенесенные – неизвестно: «Были расторгнуты даже госконтракты, например, по Дню города, 9 мая. На моей памяти такое впервые».

Арт-директор московского клуба «16 тонн» Павел Камакин в рамках конференции Moscow Music Week рассказал, что таких кризисов клубная индустрия еще не переживала. По его словам, принципиальное отличие в том, что раньше решение о работе в сложной ситуации принимали сами клубы, а теперь за них решает государство. «Важная особенность нашей деятельности – непрерывное функционирование бизнес-процессов, – сказал Камакин. – Большинство промоутеров инвестируют деньги, полученные сегодня, в будущие проекты, а предпродажи с будущих проектов в нынешние и так далее, этот процесс обязан быть непрерывным. Но его остановили довольно грубым и насильственным образом». Вынужденный простой на протяжении нескольких месяцев серьезно отразился на клубном бизнесе. Но настоящее влияние последствий карантина только начинается. «Мы были в локдауне, заморозили все наши процессы, сейчас нам разрешили работать, и настало время платить по счетам и отвечать по обязательствам в условиях кризисной ситуации».

В более сложном положении оказались региональные площадки. Так, самый крупный в Самаре клуб «Звезда» был законсервирован с марта по август. Действовали арендные каникулы. С 1 сентября клуб возобновил работу, но собираться в нем могут не более 350 человек. «Мы очень ждали, когда сможем снова работать, но теперь непонятно, это хорошо или плохо для нас», – говорит организатор концертов Борис Елатомцев. Хорошо, что концерты возвращаются, отмечает он, но плохо то, что «слетели» выступления артистов, которые могут собрать полный зал: музыканты не хотят работать в таких условиях. В итоге из двадцати запланированных на сентябрь концертов в «Звезде» состоятся только четыре. При этом 1 сентября закончились арендные каникулы – теперь клуб платит по своим счетам в полном объеме. «Если послаблений не будет до конца года, и к нам не вернутся туровые организаторы, боюсь, к Новому году клуб перестанет существовать, – добавляет Елатомцев. – Потому что вывозить все платежи, когда делаешь по 4–5 концертов в месяц вместо 20–25, невозможно».

Помимо переноса и отме­ны мероприятий клубы столкнулись с еще одной серьезной проблемой – недоверием публики, которая не слишком охотно возвращается к культурной жизни. Как пояснил Павел Камакин, до пандемии 90 процентов билетов реализовывались в предварительной продаже, остальное – в день концерта. Сейчас этот процесс откатился на уровень 2015 года: в предварительной продаже выкупается только 40 процентов билетов. Для организаторов такая ситуация делает практически невозможным планирование будущих концертов, поскольку нет ясности, будет ли достаточным билетный вал, чтобы окупить расходы, связанные с мероприятием.

К середине марта лайнап фестиваля «Пикник “Афиши”» был сформирован, организаторы готовились объявить первых артистов. Однако в итоге фестиваль в этом году так и не состоялся. Получится ли провести мероприятие следующим летом – вопрос до сих пор открытый, причем для большинства крупных фестивалей, которые просто поставлены на паузу. Исполнительный директор «Букинг Машин Эдженси» Илья Мамай (на фото слева) в рамках Moscow Music Week пояснил, что фестивали подобного масштаба, как «Пикник “Афиши”», обычно планируются за год-два до даты проведения. «Во времена ковида какое-либо долговременное планирование невозможно, мы можем работать только сегодняшним днем, – добавляет Мамай. – А это не совместимо с механикой подготовки фестиваля. Особенно когда есть желание привезти иностранных артистов, которым требуются виза, бронь перелета, отель и так далее. А выступления звезд нужно анонсировать за год, поскольку их планы расписаны на несколько лет вперед, и договариваться с их агентами всегда сложно».

Выживут сильнейшие