В Москве завершился XXI Международный телевизионный конкурс «Щелкунчик», все этапы которого вынужденно проходили без публики. О том, как справлялись юные музыканты с этой ситуацией, как проходила подготовка к конкурсу, о «квартирниках», стихах, шахматах и о многом другом Ирина Лежнева (ИЛ) побеседовала с обладателем золотой статуэтки, Приза зрительских симпатий и специального приза от компании Yamaha – учеником МССМШ имени Гнесиных, 10-летним пианистом Романом Шером (РШ). Это интервью – специальный приз журнала, являющегося информационным партнером конкурса.
ИЛ Роман, поздравляем тебя с победой на конкурсе!
РШ Спасибо!
ИЛ Сложно ли было играть только перед членами жюри, без слушателей?
РШ Конечно, хотелось бы, чтобы публика была, потому что без нее – когда такой огромный зал и в нем нет людей вообще (ни одно место занято не было, только операторы ходили) – очень трудно. Но все равно я выдержал.
ИЛ На втором и третьем туре ты играл Баха и Моцарта. Ты предпочитаешь классику?
РШ Сложный вопрос, но я отвечу так: когда играю Листа и Дебюсси – они мои любимые композиторы, когда играю Моцарта – он мой любимый композитор, когда играю Баха – он тоже становится моим любимым композитором. Кумиров у меня почти нет.
ИЛ Совсем?
РШ Ну есть, конечно, но кого-то одного я не могу выбрать.
ИЛ Представь, если бы ты вдруг встретил сейчас Баха или Моцарта, о чем бы их спросил?
РШ У старших нельзя спрашивать первым.
ИЛ А тебе разрешили. Сказали: «Роман, спрашивай что хочешь».
РШ Пока вопросов у меня нет. Может быть, они появятся впоследствии, и, если вдруг произойдет фантастический случай, и Бах встретится на улице, тогда я с ним поговорю.
ИЛ Расскажи, пожалуйста, про своего педагога Нигору Ахмедову. Какая она?
РШ Нигора Султановна не очень строгий учитель, она добрая. На уроках всегда интересно. Помимо музыкальных заданий я получаю уйму информации про пианистов, музыкантов, про людей… И про композиторов тоже, поэтому у меня почти нет вопросов к Баху. Например, у нас был один разговор про личинок комара, когда мы учили Дебюсси: там есть места, похожие на рождение личинки.
ИЛ Это как?
РШ Личинки комара созревают на дне водоема в специальной оболочке, в которой находится сложный механизм обработки. Потом оболочка открепляется и медленно плывет вверх – в одном фильме про природу это было снято крупным планом. И то место в Дебюсси, где у меня арпеджио поднимается, это как будто оболочки плывут. Только Дебюсси, я надеюсь, не про комаров писал…
ИЛ Были ли у тебя уроки по Skype, пока ты готовился к конкурсу?
РШ Когда я начал готовиться к конкурсу, в школе закрыли доступ к общеобразовательным предметам, они все были по Zoom, в виде конференций, но специальность разрешили проводить. Тогда Нигора Султановна мне поставила расписание: вторник, среда, пятница, суббота, и мы занимались по два-три часа. А это, конечно… Вообще-то, надо два раза в неделю по сорок пять минут.
ИЛ Как ты думаешь, можно научиться играть на рояле по Skype?
РШ Нельзя. Когда я готовился к экзамену, учитель нам присылал видео – как он видит и слышит по Skype, и это был ужас. Шуберт, которого я тогда играл (я его присылал как заявку на «Щелкунчик»), был ужасен. Там порой не было слышно мелодии, какие-то не те гармонии всплывали, звуки друг с другом вдруг слеплялись и ускорялись. Звучало то очень медленно, с пропадающими нотами, то не в той тональности, с какими-то «лягушками» внутри, то вдруг темп менялся, и становилось еще хуже.
ИЛ Мама с папой тебе помогают в учебе?
РШ Да. В основном в общеобразовательной школе, конечно. Но мама у меня менеджер: пишет заявки, отсылает видео. Она предоставила мне доступ ко всем электронным устройствам связи.
ИЛ Много конкурсов у тебя в жизни было? Какой самый запоминающийся?
РШ Не очень много. Больше всех запомнился Конкурс Крайнева, потому что он самый большой. Все остальные были одноэтапные.
ИЛ Ты волнуешься, когда играешь на сцене?
РШ Да, но на «Щелкунчике» я не волновался.
ИЛ Совсем-совсем?..
РШ Это сложно… Недавно я играл концерт Моцарта с Владимиром Теодоровичем Спиваковым в «Филармонии-2» и очень волновался: там зрителей много, сам зал огромный, шла трансляция. Чувство, когда ты выходишь на сцену и должен показать себя, не опозорить… Даже скорее не себя показать, а музыку – вот это непросто.
ИЛ У тебя есть интересы, не связанные с музыкой?
РШ Не связанные с музыкой совсем?
ИЛ Да. Есть такие?
РШ Я очень люблю читать. У меня дома стоит огромный ящик с книжками. Они на диване лежат, стоят на полке, и на другой полке – тоже книги… Еще у меня печатная машинка есть, я люблю печатать, то есть – писать.
ИЛ Что ты пишешь?
РШ У нас дома были «квартирники» – квартирные концерты, и я печатал к ним программки.
ИЛ Во время карантина?
РШ Да, когда никто никуда не мог ходить. Мне нравится печатать, потому что это уже похоже на издание, и так удобнее, чем писать. Я сочинил стихи и их напечатал.
ИЛ Скажи, а в интернете тебе что-нибудь интересно?
РШ У нас в школе есть дополнительный инструмент – клавесин. В качестве домашнего задания нам дают интернет-ссылки, и я выхожу по ним слушать. У меня накопилось уже много часов музыки. Самое первое задание было огромное: надо было изучить очень много записей, посмотреть и прочитать. Запись, которую нам тогда прислали, длилась почти два часа.
ИЛ То есть в интернете ты только учишься?
РШ Да.
ИЛ А спортивные увлечения у тебя есть?
РШ Если шахматы можно считать спортом, то да.
ИЛ С кем ты играешь в шахматы?
РШ Я играю с братом. Он младше и несколько раз уже у меня выигрывал. Вот у папы сложно выиграть, он всегда побеждает. Папа, конечно, говорит, что плохо играет в шахматы, но это не так: он инженер-программист, как математик скорее… Один раз, правда, я был близок к победе: много фигур съел, и ферзя съел, но потом открыл своего короля, и папа сразу сделал шах и мат.
ИЛ А на улице побегать любишь? Тебе нравится футбол?
РШ Я очень люблю футбол, но, к сожалению, мой брат его ненавидит и не хочет со мной играть.
ИЛ Ты только с братом играешь?
РШ С папой иногда, но реже. Еще я играю в футбол в школе, на физкультуре. Там сначала бывает разминка, упражнения, и потом футбол.
ИЛ Спасибо большое, Роман. Тебя было очень интересно слушать на конкурсе, твои мама и папа замечательные, и есть все возможности, чтобы развиваться дальше, добиваться новых успехов. Желаем удачи в жизни и за роялем!