В Минкультуры России под председательством заместителя Министра культуры РФ Ольги Яриловой прошло заседание рабочей группы по разработке «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Эта встреча стала продолжением обсуждения темы поддержки творческих людей – режиссеров, писателей, музыкантов, их деятельности, – которое состоялось в рамках Гайдаровского форума 14 января с участием министра культуры РФ Ольги Любимовой.
Как сообщает пресс-служба Министерства культуры, «в разработке документа приняли участие представители ведущих вузов страны, таких как НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС, а также эксперты Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации анимационного кино, Агентства стратегических инициатив, Минэкономразвития России, Минпромторга России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры». По мнению Ольги Яриловой, «благодаря участию представителей научного, экономического и экспертного сообщества нам удалось разработать уникальный документ».
Как отмечено в Концепции, «по состоянию на 2020 год ярко прослеживается ряд глобальных трендов: основную долю прибавочной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают именно результаты интеллектуальной, творческой деятельности; во всех видах творческой деятельности активно распространяются дистанционные формы работы, а доступность результатов такой работы для создания новых товаров и услуг крайне высока вследствие масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. Распространение и воспроизводство многих товаров и услуг происходит исключительно в цифровой среде, а унификация материальных производств и развитая транспортная система сделали рынки глобальными».
Иными словами, творческие люди и плоды их трудов оказались экономически значимы и эффективны не в меньшей мере, чем промышленность или строительство.
Российские композиторы возмутились плагиатом в фильме «Союз спасения»
Нельзя не согласиться, что кризис, связанный с пандемией и сопутствующими ей экономическими, технологическими и социальными процессами, подтолкнул принятие настоящей Концепции. «Так, форсированная цифровизация и трансформация структуры занятости в целом способствует росту сегмента креативной экономики, который может сохранить динамику роста, увеличить долю в национальной экономике даже в кризисных условиях и способствовать росту и изменению структуры занятости населения», – говорится в проекте Концепции.
Как подчеркнул декан экономического факультеты МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан, «концепция содержит конкретное “меню” для федеральных и региональных органов исполнительной власти по развитию территорий и креативной экономики. При реализации концепции вполне реально выйти в указанном временном периоде на 6-процентное значение сектора креативной экономики от ВВП в нашей стране».
Заместитель председателя РСПП по интеллектуальной собственности, президент региональной общественной организации по развитию креативной экономики «Федерация интеллектуальной собственности» Сергей Матвеев заявил, что Минкультуры России удалось создать сбалансированный, стратегический и рабочий документ, который способен дать мощный толчок развитию креативной экономики в стране. По его словам, концепция объединяет культурный, экономический и политический векторы развития страны с привлечением широкого круга федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В совещании также приняли участие председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащёва и председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.
По итогам принято решение направить документ на согласование в федеральные органы исполнительной власти, а также начать его обсуждение на общественных площадках.