В январе 2022 года пройдет XXIV фестиваль камерной музыки «Возвращение». Концерты пройдут 10, 12, 14 и 16 января в Малом зале консерватории. Спонсор фестиваля – публика. На проведение фестиваля понадобилось 1 100 000 рублей, и вся эта сумма уже собрана. На вопросы Петра Поспелова (ПП) с легким сердцем ответил один из основателей и руководителей фестиваля Роман Минц (РМ).
ПП Роман, уже который год вы проводите «Возвращение», привлекая средства слушателей. Какие плюсы и какие минусы дает фестивалю система краудфандинга?
РМ Минус тут ровно один – это напряжение от неопределенности: соберем или не соберем? И что будем делать, если не соберем? Это, конечно, нервно.
А плюсов гораздо больше. Настолько больше, что они полностью перевешивают минусы. Для нас это не только материальная поддержка, а прямая связь с нашими слушателями. Ведь нужно понимать, что люди не только жертвуют нам деньги, они еще и покупают отдельно билеты на концерты. Это показывает, как им важно, чтобы фестиваль состоялся. И это для нас очень большой стимул продолжать. И с точки зрения взаимоотношений с теми, кто дает деньги, это тоже идеальная схема. Все условия заранее оговорены, человек может выбрать, что ему хочется из того, что мы готовы дать, либо дать денег без условий, если есть такое желание.
ПП Фестиваль «Возвращение» силен традициями: каждый концерт имеет тему, ни одно произведение из предыдущих лет не повторяется. Перечислите темы этого года.
РМ Темы следующие: «Доля шутки» – здесь будут сочинения, в которых есть какая-то доля юмора. В некоторых случаях, возможно, слушатель будет даже с трудом ее находить; «Думы» – разнообразные размышления, думки, медитации и тому подобные; и третья программа – «Первая любовь». Здесь все и так понятно: эта музыка либо связана с первой любовью композитора, либо связана с темой сюжетом, как «Ромео и Джульетта». Четвертый же концерт, как всегда, составлен из заявок исполнителей, в том числе из моей.
ПП А существуют ли в практике фестиваля новации? Например, в этом году?
РМ Я не знаю, что понимать под новациями. Все-таки мы же играем то, что раньше не играли, так что для нас это все новое в каком-то смысле.
ПП Есть ли музыканты, кто отыграл на каждом фестивале и продолжает это делать?
РМ Ну, я точно играл, про остальных точно не помню, за двадцать пять лет кто-то мог и пропустить по каким-то причинам. Но в целом, да, до сих пор есть люди, игравшие на первом фестивале и играющие до сих пор.
ПП Есть ли фестивальные дебютанты в этом году?
РМ Есть, и очень много: Феликс Антипов (виола да гамба), Егор Булгаков (валторна), Иван Бушуев (флейта, контрабас-флейта), Виталий Ватуля (саксофон), Ольга Дёмина (виолончель), Ксения Дубровская (скрипка), Валерий Жаворонков (валторна), Софья Ковалёва (скрипка), Даниил Коган (скрипка), Мария Немцова (фортепиано), Павел Романенко (альт), Алексей Савинков (гобой), Николай Сивчук (баян), Варвара Турова (сопрано), Павел Чередниченко (гобой).
ПП «Возвращение» всегда сотрудничает с современными композиторами. Какие премьеры ожидаются на этот раз?
РМ Не то чтобы мы всегда сотрудничали, но современная музыка в программе есть всегда. В этом году, например, будет российская премьера Sakura mit Berliner Luft Лахенмана. А еще Алексей Курбатов сам исполнит две свои фантазии на очень известные темы.
ПП В 2020 году фестиваль пришлось пропустить. Это имело какое-то влияние на текущий ход дел?
РМ Да не особо, вроде бы. Время простоя просто стерлось из памяти, как будто его и не было. Дело в том, что между фестивалями и так обычно год проходит, в этот раз прошло два, это теперь уже не такая большая разница.