Новая музыка offline: обряд посвящения События

Новая музыка offline: обряд посвящения

16 мая в актовом зале Академии Елены Образцовой в Санкт-Петербурге концертом «Традиции, ритуалы, обряды» открылся фестиваль Союза композиторов России «Новая музыка offline». Фестиваль проходит при поддержке Минкультуры России.

Возможно, к идее концерта-открытия организаторов подтолкнуло наблюдение Антона Танонова: «…За время вынужденной изоляции в период пандемии коронавируса стало очевидно, что настоящее музыкальное искусство не может полноценно существовать онлайн. Для полного погружения в музыку необходимо спланировать время, совершить путешествие до концертного зала, отстоять очередь в гардеробе, дождаться третьего звонка, погашенной люстры…»

Концерт «Традиции, ритуалы, обряды» собрал в компактной программе без антракта сочинения шести авторов из Санкт-Петербурга, Москвы и Ростова-на-Дону. Премьерные исполнения подготовил Оркестр национальных инструментов «Терема» под управлением Андрея Долгова.

Путеводная традиция

Какой бы ни была степень музыкальной новизны композиторского творения, оно не может существовать вне особенностей культурного кода автора. Упоминание о санкт-петербургской школе, ее представителях и традициях в рамках концерта выглядело совершенно логичным. Ассоциативные ряды с музыкой прошлого (Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Лядов, Стравинский — ряд можно продолжить) определенно выстраивались в коллективном сознании слушателей. Примером тому — комментарий зрительницы, с радостью «узнавшей» многие мелодии, хотя композиторы не всегда опирались на фольклор как цитату, а если и брали материал, то далеко не самый ходовой, а то и совсем неизвестный. Культурный код обеспечил гостям «Новой музыки offline» зону максимального комфорта, расположил к новому проекту Союза композиторов России.

Проблема фольклора

Пожалуй, каждый композитор рано или поздно задумывается над решением в своем творчестве «проблемы фольклора». Остро сознавал эту проблему Глинка, когда после многолетних путешествий начал «писать по-русски». Его взгляды на «русскость» оказали небывалое влияние на современников и последователей, так что до сих пор в работах, навеянных общением с фольклором, авторы порой мыслят по-глинковски. Цитирование — один из путей работы с фольклором. Наталья Лебедева, например, в пьесе «Купайло» использовала майскую песню «Мы пойдём, девóчки, во луги-лужочки», а Вячеслав Круглик создал Концерт для оркестра на ингерманландские темы. Михаил Фуксман в «Донской казачьей свадьбе» ориентировался на тексты, собранные знаменитым фольклористом Александром Листопадовым, фрагментарно вплетая в свое музыкальное сочинение элементы записанных ученым напевов.

Можно пойти по другому пути — проникнувшись интонацией национального музыкального языка, сочинять «в духе», не цитируя. Так, например, творил Бородин. «По-бородински» подошли к творческому процессу Елизавета Панченко («Рождение Северной звезды»), Семён Заборин («Miero vuoti. Мир в ожидании новолуния») и Евгения Долгова («Вепсы Карелии: обряд посвящения в нойды»).

Современным пирком да за древнюю свадебку!

То, чего обычно напряженно ждет слушатель от новой академической музыки, сосредоточилось в «Донской казачьей свадьбе» Михаила Фуксмана (были исполнены два фрагмента одноименного спектакля — «Посиделки» и «Подушечники»). Андрей Долгов заметил, что работать над этим сочинением было особенно трудно. Во-первых, пришлось иметь дело с препарированным оркестром. К домрам приспособили слайдеры — рюмки в роли «подвижных порожков» — для «скользящего» эффекта. Карандаши меж струнами басовых домр создавали отменно живописную колокольность. Невестой «плакал» отделенный от кларнета мундштук, работающий по принципу цугфлейты. Оркестранты активно участвовали в невестиных причитаниях и старательно «плакали» тоже. Во-вторых, присутствовали синтезатор — тембровый метаморф (солировал автор) и аудиозаписи. В-третьих, дирижер стал чтецом и ритмованно сказывал о неторопливом движении свадебного обряда. Наконец, ближе к финалу «Подушечников», народный обряд внезапно модулировал в джем-сешн джазовой импровизации. Проблема фольклора подталкивает композиторов к творческому поиску. Почему бы нет?

Новое — это хорошо

Фестиваль «Новая музыка offline» создавался как новый формат общения: коммуникация с залом, диалог с композитором, обмен мнениями.

Впереди еще четыре программы. Инициация прошла успешно.

Глоток свежей музыки офлайн