В ней приняли участие художественный руководитель Международного конкурса имени С. В. Рахманинова народный артист РФ Денис Мацуев, председатель жюри по специальности «Композиция» народный артист РФ Александр Чайковский, президент общественной организации «Рахманиновское общество» народный артист РФ Валерий Полянский, член жюри по специальности «Фортепиано» Максим Могилевский, член жюри по специальности «Дирижирование» Кристофер Чен.
«Мы не выбираем страны, мы ждем всех, – подчеркнула на пресс-конференции министр культуры РФ Ольга Любимова. – Молодые ребята получают шанс приехать, блеснуть, стать лауреатами, познакомиться друг с другом. Здесь, в Москве, соберутся 25 участников в номинации «Фортепиано», 25 конкурсантов-дирижеров и 12 композиторов. 530 заявок – можете себе представить, какая работа уже проделана жюри? А еще одна цифра – 33 страны. Наши коллеги в жюри приедут из Австралии, США, Великобритании, Италии, Испании, Германии, Франции, Бельгии, Вьетнама, Казахстана, Армении, Беларуси. Вот такое мощное международное жюри, и ни о каком местечковом конкурсе и речи быть не может. Это такая своеобразная Олимпиада в области искусства, мощнейшая командная работа, и Рахманиновский конкурс, так же, как и Конкурс имени Чайковского, будет проходить раз в четыре года».
Один из главных инициаторов возрождения Конкурса имени Рахманинова в новом статусе – пианист Денис Мацуев: «В канун 150-летия Рахманинова мы реанимируем конкурс его имени: когда-то он был всесоюзным, потом стал международным, потом постепенно исчез – по разным причинам, в основном финансовым. И это несправедливо, так как два наших русских гения – Чайковский и Рахманинов – самые играемые композиторы в любой точке на Земле. Многие спрашивают, не будут ли именные конкурсы конкурировать между собой? Нет, они будут дополнять друг друга. Расширение номинаций было моей мечтой, чтобы показать все три ипостаси, в которых был одинаково гениален и велик Сергей Васильевич. И, конечно, мы ждем новые имена – дирижеры и композиторы нужны как воздух сейчас… Талант не имеет национальности – откуда бы ни приехали участники, если они будут играть гениально, то получат премии».
Что касается представительности жюри, то, как рассказал Денис Мацуев, вместе с ним будут работать «любимец русской публики» британский пианист Фредерик Кемпф и Лю Ши Кунь – легенда пианизма, лауреат Первого Международного Конкурса имени П. И. Чайковского: «Ему сейчас за восемьдесят, но и он согласился быть в жюри».
Особенностью программы конкурса в номинации «Фортепиано» стали временные рамки, очерченные годами жизни Рахманинова. Могут исполняться любые сочинения, написанные между 1873 и 1943 годами. У пианистов финал разделен на две части: они должны саккомпанировать романсы Рахманинова, показав искусство ансамблиста в камерном жанре, и затем сыграть концерт с оркестром.
Относительно состязания композиторов Александр Чайковский констатировал, что подобного формата он не знает: «Мы обозначили жанровые рамки – фортепианная музыка, что вполне естественно для конкурса Рахманинова. Для многих современных композиторов рояль – малоизвестный инструмент, сейчас большинство не владеет им так, как нас учили раньше. Ведь музыка сочиняется на компьютере. Для того, чтобы подтолкнуть их к более глубокому изучению инструмента, мы предложили написать не только сочинение с оркестром, но и произведение для рояля соло. Такое вот придумали двоеборие. Конечно, для рояля создано огромное количество прекрасной музыки, и очень трудно придумать что-то новое, свежее. Но надо. И в этом заключен детективный интерес в этой номинации».
Композиторам также были предложены определенные параметры для сочинения: состав оркестра должен был быть ориентирован на Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова.
«Пришлось многие заявки отвергать, поскольку не все поняли, что нужно подать и сольную пьесу, и опус для фортепиано с оркестром, – объяснил Александр Чайковский. – Мы рассмотрели 45 заявок, чтобы отобрать 12. Среди тех сочинений, которые отобраны, два-три мне показались достойными имени Сергея Васильевича. Считаю, что, если в итоге мы выявим один-два фортепианных концерта, которые пополнят репертуар современных пианистов, это уже станет удачей. Ну а представлять их на прослушиваниях будут очень хорошие исполнители. Мы пригласили тех, кто имеет репутацию интерпретаторов именно современной музыки, кто мобилен и умеет быстро учить новые партитуры».
Валерий Полянский выразил общее настроение, подчеркнув, что этот конкурс – «большой праздник»: «Счастье лишний раз прикоснуться к творчеству этого великого музыканта, человека, отдать дань ему и насладиться его бессмертными произведениями. Мы просмотрели 136 видеозаписей, из которых отобрали по регламенту 25 человек. К сожалению, не все конкурсанты серьезно отнеслись к качеству представленных записей. Отсюда – некоторые провалы. На будущее стоит точнее сформулировать, какого рода видео надо присылать для отбора».
Напомним, что на первом туре с дирижерами будет на сцене Симфонический оркестр ГАСК России, на втором – БСО имени П. И. Чайковского, в финале – Симфонический оркестр Мариинского театра.
По мнению Валерия Полянского, самым трудным может оказаться первый тур, куда вошли сочинения Бетховена и Моцарта: «Для исполнения этой музыки надо много уметь и знать. Во втором туре в программе будут сочинения Дебюсси, Равеля, Бартока, Гершвина, Шостаковича – современников Рахманинова. А в третьем туре – произведения Рахманинова. Конкурсантам дается порядка 40 минут – показать свою работу с оркестром, и за это время возможно определить уровень мышления дирижера, его требования, критерии, его понимание звучания оркестра, и принять решение».
«Есть и обязательные сочинения у дирижеров, – дополнил Денис Мацуев. – Симфоническая фантазия “Утес” на первом туре, и часть из “Симфонических танцев” – на втором. Дирижеров в финале ждет интрига: они не будут знать заранее, какую симфонию и какой аккомпанемент концерта Рахманинова им придется исполнять. Это определит жеребьевка». «Будет много интересного, сумасшествие в хорошем смысле слова начинается. Я вас всех с этим поздравляю», – подвел итог пианист.