Уфимской публике представили сразу две музыкальных премьеры: Вариации для кларнета с оркестром на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта и «Концертную симфонию для кларнета и флейты с оркестром немецкого композитора Франца Данци.
По уже сложившейся традиции главный дирижер, заслуженный артист РБ Дмитрий Крюков до начала исполнения произведений рассказал зрителям о творческой судьбе композитора и его музыке. Несмотря на то, что Данци был заметным современником Моцарта и Бетховена и не только автором музыки, но и блистательным дирижером и виолончелистом, его творчество оказалось забытым – эпоха романтизма стала эпохой фортепианной музыки, а для фортепиано Данци не писал. Рост интереса к его музыке проявился уже во второй половине двадцатого столетия: композитора весьма ценит мировая музыкальная творческая элита, при этом он достаточно редко исполняется в России и никогда до вчерашнего вечера не звучал в Башкортостане.
Элегантность кларнетовых партий в виртуозном исполнении народного артиста РБ и солиста программ Московской филармонии Артура Назиуллина была подчеркнута в Концертной симфонии звучанием флейты лауреата международных конкурсов Ксении Мороз. Тонкое выверенное ансамблевое исполнение солистов, вплетенное в красивейшую изысканную мелодию Данци и оттененное оркестром, стало художественным откровением для слушателей, бурно отозвавшихся на игру. «Очень рад, что мы сыграли такую редкость – Двойную концертную симфонию Данци, где ярко проявила себя наша солистка. Она недавно присоединилась к нам и считаю ее приход “приобретением”, что будет способствовать дальнейшему усилению качества игры оркестра. Сегодня мы исполнили абсолютные премьеры, которые крайне редко вообще звучат в России. Приятно, что нам помогли коллеги, нашли ноты на Западе и прислали их нам. Это яркая, позитивная музыка, но редко исполняемая, потому что солистов-кларнетистов, которые выступают с оркестром, очень мало. Надеюсь, что в нашей стране духовые инструменты еще найдут себя в сольном исполнительстве», – прокомментировал солит и по совместительству генеральный директор НСО Башкортостана Артур Назиуллин.
Второе отделение концерта было полностью посвящено музыке импрессионистов. «Триптих Боттичелли» Респиги, «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси, «Павана на смерть инфанты» и «Болеро» Равеля, казалось, не просто прозвучали и растворились в божественном эфире, но были настолько материализованы звуком в зале, что исторические, литературные и художественные образы целых культурных эпох явственно возникали в памяти. Словно под тонкой кистью мастера из «духа музыки оркестра», а не из морской пены, рождается Венера, будто маленькие принцессы Веласкеса кружат в Полуденной галерее Алькасара, Ида Рубинштейн сводит с ума испанским танцем Париж, и сам Малларме шепчет Фавну: «Вернись, душа, к полуденному зною, где плоть усталая смирится с тишиною, – там опьяняющих лучей я выпью сок и, голову склонив на страждущий песок, забуду дерзкие кощунственные речи…»
Концерт, программа которого столь тонко была составлена Дмитрием Крюковым, стал одним из тех событий, о котором можно сказать словами Гейне: «Один алмаз шлифует другой», восторгом, который позволил вернуться к истокам музыки, раскрывающим семантику звука в единстве символических форм, эстетики и философии искусства, оценить и прочувствовать глобальные смыслы и божественный замысел его истории.