На Основной и Новой сценах Большого театра гости из Сибири показали три спектакля, поставленные в течение прошлого сезона. В год 60-летия Дмитрия Хворостовского театр, носящий его имя, заявил о себе как о серьезном игроке на российской карте. Можно сказать, что сейчас наблюдается тенденция усиления сразу нескольких региональных театров – Нижегородского, Самарского, Пермского, и красноярцы, безусловно, входят в этот список. Интересный, незаезженный репертуар, разумное привлечение столичных солистов, присутствие которых помогает подтягиваться собственной труппе, приглашение на каждую постановку новых режиссеров и дирижеров – эта стратегия дает возможность сделать качественный рывок и сократить дистанцию, в силу географии отделяющую Красноярск от европейской части материка.
Гастроли открылись оперой «Дон Жуан», и Моцарт стал вызовом труппе, которая постаралась освоить стиль венского классика так, как это принято на его родине. Дирижер Кристиан Кох (он заменил музыкального руководителя Петера Феранца) добивался аккуратности и прозрачности звучания оркестра, иногда даже слишком «прибирая его» в стремлении не заглушить солистов. Оборотной стороной стала определенная метричность и однообразие исполнения, особенно в первом действии оперы, что не компенсировала добротная режиссура Михаэля Штурмингера.
Если певцам в «Дон Жуане» можно пожелать большего совершенства в плане точности интонации и эмоциональной наполненности, то во второй привезенной на гастроли опере – «Лакме» – дело обстояло намного благополучнее. Не менее сложный для российских просторов французский романтический стиль был освоен вполне успешно, в чем безусловная заслуга музыкального руководителя постановки Александра Рудина. С момента мартовской премьеры (читайте об этом статью «Индийские брамины в Сибири») спектакль режиссера Сергея Новикова набрал высоту и по темпоритму действия, и по качеству музыкальной интерпретации. Прекрасные, чарующие слух мелодии Делиба погружали зал в нирвану, что вполне соответствовало сюжету о религиозном и социальном противостоянии индусов английским колонизаторам. Новая сцена Большого театра оказалась удачным пространством, куда спектакль вписался как влитой. Компактность зала, приближенность сцены к зрителю позволили оценить не только общее решение драматургических ходов, но и рассмотреть, как виртуозно поработал режиссер в массовых сценах: каждому участнику многолюдной базарной толпы или религиозной службы был придуман рисунок роли, характер. Отлично проявил себя балет в танцевальном дивертисменте во втором действии: Юлиана Малхасянц сочинила красивую хореографию, где руки и ноги танцовщиков воспроизводили символические орнаментальные фигуры и специфические позы индийских богов.
Пестрота действия здесь вносила контраст к ариям и дуэтам, где артистам представилась возможность комфортно, без лишней суеты петь. В одном из составов блистали приглашенные солисты – Анна Гречишкина (Лакме) и Сергей Кузьмин (Джеральд). Запредельно высокие колоратуры Анна щелкала с отменной уверенностью и кристальной чистотой. Присутствовавший в зале Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-оперы», где основное место службы певицы, не скрывал удовлетворения от качества ее работы. Солист Михайловского театра Кузьмин порадовал и сладостью тембра, и артистичностью. Были моменты, когда он оставался один на один с музыкой, без всяких режиссерских «подпорок», и этот экзамен на музыкальность и содержательность он выдержал «на отлично». Впрочем, некоторые зрители, посетив оба вечера, утверждали: накануне певцы театра Александра Черпакова и Валентин Колесников также стали достойными интерпретаторами этой виртуозной музыки.
Редкость, коей является в России опера «Лакме» и которая вошла теперь в афишу благодаря инициативе Красноярского театра, была по достоинству оценена просвещенной публикой, собравшейся в этот вечер в Большом. Не превращаясь в таблоид, невозможно все же не отметить зашкаливающую плотность вип-персон. Что ж, привлеченные реноме режиссера, многие из них смогли открыть для себя что-то новое в искусстве, выйти за пределы привычного круга имен и явлений.
Таким же выходом в новые эмпиреи стал балет «Катарина, или Дочь разбойника» (о его премьере журнал публиковал статью «Выстрел в десяточку» Анны Гордеевой). Критики, посетившие показ в Москве, вновь отметили смелость постановочной команды, взявшейся за реконструкцию (а фактически – за воссоздание по отдельным эскизам, наброскам) балета некогда гремевшего хореографа Жюля Перро. Пришлось вообразить и нафантазировать все: музыку (за нее отвечал Петр Поспелов), танец (Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц), костюмы (Елена Зайцева) и сценографию (Альона Пикалова). Прекрасно проявил себя в этой команде дирижер Иван Великанов: для него участие в этих спектаклях стало в прямом смысле «последней гастролью» – с осени он покидает Красноярский театр.
Директор Светлана Гузий на волне успеха поблагодарила всех, кто способствовал дебюту театра на такой желанной для всех артистов сцене Большого: губернатора Красноярского края, Росконцерт, программу «Большие гастроли» Министерства культуры РФ.
Впереди уже новые интересные планы: постановка режиссером Даниилом Дмитриевым оперы «Бесприданница» Даниила Френкеля (по А. Островскому), перенос «Опричника» Петра Чайковского из Михайловского театра и премьера оперетты Оффенбаха «Синяя борода» – два проекта Сергея Новикова. Так что поводов увидеться с креативными красноярцами – немало.