Снятся ли андроидам электроовцы События

Снятся ли андроидам электроовцы

ВЫСТАВКА «МУЗЫКА МАШИН», СОЗДАННАЯ ЦЕНТРОМ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ, ПРОШЛА В АРТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Встретить произведение современного композитора в музее или галерее можно довольно часто, но увидеть в музыкальных институциях звучащие скульптуры, инсталляции и видеоарт — настоящая редкость. В Московской консерватории исполняют в основном классические концертные сочинения, а на выставках показывают картины современных художников. Центр электроакустической музыки консерватории (ЦЭАМ) предложил посмотреть на совершенно другие объекты: аудиовизуальные и кинетические произведения композиторов и медиахудожников.

«Музыка машин» — выставка под кураторством композитора и руководителя ЦЭАМ Николая Попова, созданная при поддержке EXEED Cars Rus. Уникальная коллекция механизмов и устройств идеально вписалась в новое сводчатое арт-пространство консерватории. Здесь можно было познакомиться с работами ведущих российских композиторов и художников, а также молодых авторов. Точкой сборки для многих объектов стал ЦЭАМ: именно там они разрабатывались и тестировались. На выставке было представлено не так много произведений, но каждое отличалось оригинальностью идеи и ее воплощения.

Выставка проходила параллельно с образовательной программой медиалаборатории «Москва. Звуки города», тоже организованной Центром. Ее участниками стали композиторы и медиахудожники. Для них был подготовлен курс лекций о разных творческих методах и концепциях, а также специальная экскурсия по выставке. На лаборатории выступали композиторы Ольга Бочихина, Владимир Горлинский и Олег Макаров, фотограф и художник Владислав Ефимов, виолончелистка Юлия Мигунова и альтист Сергей Полтавский. Лекции и выставка — бесспорно, вдохновляющий опыт для участников, и свои работы они презентуют летом в Электротеатре Станиславский.

Заяц, ты меня слышишь?

На выставке посетители могли непосредственно повзаимодействовать с несколькими работами. Например, создать послание в «Книге отзывов и предложений» (создатели — Николай Попов и Алексей Наджаров). Этот сложный механизм состоял из компьютерной клавиатуры, дисклавира и принтера. Набранные буквы и символы преобразовывались в звуки, а затем распечатывались в виде нот. Таким образом, зрители могли получить партитуру мини-сочинения.

Поучаствовать предлагалось и в жизни биоинформационного аквариума. Этот симулятор жизни микросуществ под названием «Аттрактор» создали Эльдар Садыков, Егор и Даниил Савельяновы. С помощью планшета публика регулировала световые и тепловые параметры внутри виртуального объекта и тем самым влияла на существование микроорганизмов. По замыслу авторов, именно они порождали звуковой пейзаж.

Если на ход событий в «Аттракторе» влияла публика, то в видеоработе Александра Петтая «Медитация над серым» визуальный ряд генерировался автоматически. Для этого произведения был придуман специальный алгоритм преобразования изображений.

Выставку медиаискусства сегодня невозможно представить без роботов, и на «Музыке машин» они появились в произведении «С названием» Алексея Наджарова. Два модернизированных световых прибора тревожно и вопросительно мигали и крутились, как будто бы пытаясь найти сходную форму жизни в выставочном пространстве.

Отдельная тема выставки — ретромеханизмы. Им композиторы нашли абсолютно новое применение. Соленоиды (маленькие металлические детали) в «Агоне. Избранные тексты» Алексея Сысоева стрекотали и прыгали по большому барабану. Старые стулья стали ударными и духовыми инструментами: Ольга Бочихина записала их звучание с помощью чувствительных микрофонов, и каждый желающий мог послушать получившийся у нее трек. Дисковый телефон из бабушкиной квартиры периодически звонил, а при снятии трубки проигрывалась музыка. В «Рециклофонии II» Василия Ёлшина и Олега Макарова основу составляли звуки электромеханических реле, их металлизированные звучания передавались на несколько колонок.

У релефонов на авторской экскурсии Олега Макарова

Если многие объекты ожили только на выставке, то релефон — инструмент, созданный специально для оперы Попова «Аскет», — регулярно появляется на сцене. Этот спектакль Театра «Практика» и ЦЭАМ с конца прошлого сезона показывают в Музее Москвы.

Украшением выставки стали абстрактные картины художника Давида Ру. Его работы тоже косвенно связаны с музыкой: многие возникали под впечатлением от прослушанных сочинений и импровизаций.

Тема музыки машин была отражена не только на выставке, но и на концерте. Одноименную программу CEAM Artists исполнили на вечере-открытии проекта в Рахманиновском зале, в ней соединились произведения советских композиторов, созданные почти сто лет назад, и современные сочинения. Параллель с 1920-ми годами возникала очень органично, потому что в те времена тоже наблюдался бум изобретений. Если советские авторы — Прокофьев, Мосолов и Дешевов — стремились запечатлеть новую городскую среду, то сегодняшние композиторы активно осваивают цифровые технологии: изображения и звуки генерируются с помощью нейросетей или специальных алгоритмов, задействуются экраны и электронные инструменты.

Проект «Музыка машин» — отличный пример того, как можно создавать произведения на стыке разных видов искусств. Это перспективное направление для композиторов, потому что в нашей стране оно все еще мало развито. Здесь и изучение самых современных технологий, и глубже — исследование способов взаимодействия человека с новой цифровой средой. К тому же это прекрасная возможность сотрудничества музыкантов с разными сообществами — от научного до арт-среды, а как итог — привлечение новой аудитории.