События фестиваля проходят в очень атмосферном месте, давшем, собственно, название фестивалю. Это культурный центр «Пакгаузы» на стрелке – месте слияния Оки и Волги. Раньше тут был порт, теперь набережная и комплекс зданий: Собор Александра Невского, памятник ему, воссозданные ажурные конструкции инженера Шухова времен Всероссийской выставки 1896 года, а чуть поодаль – стадион, построенный в 2018 году к Чемпионату мира по футболу. Такая полифония эпох и стилей резонирует и с программой фестиваля, которая полностью сформирована и концептуально продумана Алексеем Трифоновым, худруком Нижегородского театра оперы и балета.
Именно солисты и оркестр театра La Voce Strumentale открыли форум с программой барокко. Если первые фестивали ориентировались на кругозор неофитов, то в этом году организаторы рискнули сделать контент более элитарным. Даже внутри барочной тематики наряду с хитами Генделя (из ораторий «Мессия» и «Триумф времени») и Вивальди (знаменитые «Фурии») были включены такие раритеты, как арии Р.Броски, А. Кальдары, Ф. Дуранте. Впечатляющими моментами стали номера в начале и конце вечера, когда главный дирижер театра Дмитрий Синьковский поворачивался лицом к публике в качестве солиста-вокалиста. Обладатель хорошего контратенорового голоса, владеющий аутентичной манерой, Синьковский также включался в исполнения некоторых сочинений и как скрипач, демонстрируя ренессансно-барочную артистическую универсальность.
Продолжая аккумулировать в оперную труппу лучших российских певцов, Алексей Трифонов смог выставить достойный состав солистов в эту программу. Диляра Идрисова (сопрано), Яна Дьякова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор), Константин Сучков (баритон) – эти голоса способны украсить сегодня любую столичную сцену. Чтобы оттенить вокал, в гала-концерт были включены инструментальные номера, где блистали артисты оркестра Кристина Траулько (скрипка), Игорь Бобович (виолончель) и известный российский клавирист Федор Строганов.
Возможно, краткие комментарии, о чем печалятся и чему радуются герои опер и ораторий композиторов XVII–XVIII столетий, сделали бы музыку еще ближе к слушателям, которые пока просто «купались» в красивых мелодиях и интуитивно сопереживали барочным страстям.
Еще одна раритетная программа была посвящена французской музыке первых десятилетий XX века и творчеству Игоря Стравинского. Прологом послужила пьеса Равеля – Интродукция и аллегро, в которой поэтичные переливы арфы соединялись с тембрами флейты, кларнета и струнных. Однако дальше слушателей ждал сюрприз. Эпатаж, гротеск, сатира – эти черты присущи вокальным циклам «Негритянская рапсодия» и «Бестиарий» Пуленка, и в особенности «Сельскохозяйственным машинам» Мийо, которые публика восприняла не очень адекватно. Действительно, как понять, что хотел сказать композитор, перекладывая на музыку технические описания устройства косилки, сеноворошилки или комбайна. Быть может, интересный конферанс, в котором были бы сделаны параллели к проходящей в соседнем пакгаузе выставке живописи прошлого века, помог бы погрузиться в необычную эстетику… Певицы Мария Калинина и Карина Хэрунц были аккуратны во французской просодии, но немного академичны – в таких «провокационных» вещах театрализованная подача более уместна и способствует коммуникации с залом. Однако все искупила «История солдата» Стравинского, где сказку про солдата, продавшего скрипку (а с ней и свою душу) черту, в лицах «рассказал» Вениамин Смехов. Вот тут с лихвой был юмор, артистическая харизма, притом что актер чинно сидел за столиком и читал текст. Но интонации, смысловые акценты, темпоритм «оживляли» повествование, делали его зримым. За музыку в этот вечер отвечал Иван Великанов – российский дирижер, родившийся во Франции. Эта культура ему понятна «без перевода», так что инструментальное звучание вполне отвечало стилистике эпохи и замыслу композиторов.
«Можно сфотографироваться с Атосом?» – после концерта публика окружила Вениамина Смехова, прося автографы, фото и сeлфи. Среди почитателей таланта оказался и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, рассказавший любимому артисту, как начинался фестиваль и как важно для него поддерживать и развивать культуру в регионе. Что ж, преображение пакгаузов из заброшенных доков в модное место, в один из брендов Нижнего Новгорода – лучшее доказательство серьезности намерений высокого руководства и залог того, что у фестиваля «Стрелка» самое главное еще впереди.