Так уж повелось, что все постановки «Аиды» на Фестивале в Вероне – знаковые, здесь оперу Верди называют «царицей Арены». И инаугурация сотого сезона ознаменовалась новым прочтением бессмертного шедевра. Его автор – итальянский режиссер, гораздо более востребованный за рубежом, чем на родине, Стефано Пода. Уроженец напрочь лишенного оперных традиций Трентино, Пода провозглашает себя ремесленником и всегда сам занимается сценографией, светом, декорациями и костюмами.
Спектакль получился красивым и, как полагается, ярким и зрелищным. Конкретных отсылок к месту действия или эпохе, в которую разворачиваются события, очень немного. Свой выбор режиссер объясняет желанием сосредоточиться на внутреннем конфликте и развернуть психологическую драму персонажей, сопереживая которой, зритель должен «проделать собственный духовный путь». Самая заметная деталь «локального колорита» – фигуры жрецов с головами животных и птичьими клювами, а еще одна – испещренные египетскими символами костюмы хора и миманса в первом и третьем действиях (видна только с очень близкого расстояния или в телетрансляции). Доминирующий элемент сценографии – кисти рук (по свидетельству режиссера, его в свое время поразило известие о том, что у некоторых древних племен эта часть тела врагов считалась ценным боевым трофеем). Гигантская рука, сооруженная из металлических секций таким образом, что по ходу действия ее пальцы то сжимаются, то разжимаются, расположена по центру в глубине сцены. А руки поменьше – белые и черные – насажены на длинные жерди и выступают то в роли своеобразных штандартов, то имитируют копья.
Высочайший уровень профессионализма продемонстрировали все исполнители: солисты, хор под управлением Роберто Габбиани, оркестр под руководством Марко Армильято и, конечно, артисты миманса и балета, без которых не обходится ни один спектакль фестиваля. Анна Нетребко в заглавной роли еще раз доказала, что не зря на протяжении многих лет занимает одно из первых мест в мировом рейтинге. Голос певицы по-прежнему красив и гибок, равномерно окрашен и послушен ей во всех регистрах. Не устаешь поражаться ее работоспособности, эмоциональной щедрости и головокружительному техническому мастерству, граничащему, по словам экспертов в вокале, с вызовом. Например, в конце арии O cieli azzurri есть сложнейший пассаж на pianissimo, который восходит к до третьей октавы, большинство певиц не рискует и поет эту ноту погромче, предварительно взяв дыхание. Анна Нетребко умудряется взять верхнее до без «страховки» дополнительным дыханием и, не нарушив авторской динамики, удержать его без малейших помарок.
Порадовали качественным вокалом и другие певцы. Роскошное меццо-сопрано с уверенными и яркими верхами и богатым грудным регистром у Олеси Петровой (Амнерис). И если итальянское произношение и дикция у оперных соперниц оставляет желать лучшего, то у Юсифа Эйвазова (Радамес) это, безусловно, сильная сторона. Легкий голос азербайджанского тенора без труда идет наверх и прекрасно звучит в средне-высокой тесситуре, заполняя пространство Арены, а вот с нижними нотами, как оказалось, не все гладко – их было практически не слышно. Хороши были Саймон Лим (Царь Египта), Рафал Сивек (Рамфис), Альберто Гадзале (Амонасро), Риккардо Радос (Гонец) и Дарья Рыбак (Жрица).